Словарь по христианству Б БАУЭР Бруно

БАУЭР Бруно

БАУЭР Бруно (1809–1882 гг.) – немецкий философ-младогегельянец, библеист, историк и журналист. Учился (1828–1834 гг.) и преподавал (1834–1839 гг.) на теологическом факультете Берлинского, а затем Боннского (1839–1942 гг.) университетов. Был издателем ряда газет и журналов: «Zeitschrift fur speculative Theologie» (Berlin, 1836–1843), «Allgemeine Literaturzeitung» (Charlottenburg, 1843–1844) и др., активным участником литературно-философского «Клуба докторов» С 1847 г. сосредоточил свое внимание на исследовании истории Европы Нового времени, опубликовал несколько монографий о Французской революции и Наполеоновских войнах, интересовался историей и политикой России. В 1835 г. с позиций ортодоксального гегельянства критиковал книгу Давида Штрауса «Жизнь Иисуса», но уже в 1839 г. примкнул к левым (или младо) гегельянцам. В памфлетах «Трубный глас страшного суда над Гегелем» 1841, рус. пер. 1933, предисл. Б.С. Чернышева) и «Учение Гегеля о религии и искусстве» («Hegel's Lehre von der Religion und Kunst...», 1842), в написании которых, по-видимому, принимал участие К. Маркс, представил Гегеля атеистом и революционером. В работах «Критика Евангелия от Иоанна» («Kritik der evangelischen Geschichte des Johannes», 1840) и «Критика синоптических Евангелий» («Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker», Bd 1–3, 1841–1842) дал более радикальную, чем Штраус, критику религии и отрицал историческую достоверность Евангелий. Отвергая христианского Бога, Бауэр оставался идеалистом и обожествлял самосознание «критических личностей». После 1848 г. он все больше эволюционировал вправо и к концу жизни стал сторонником Отто фон Бисмарка и прусского консерватизма. В 1850 г. вернулся к новозаветной проблематике («Die Apostelgeschichte», «Kritik der Paulinischen Briefe»). Бауэр примыкал к мифологической теории происхождения христианства, не признавал в качестве достоверных свидетельств об Иисусе из Назарета ни Четвероевангелие (особенно Евангелие от Иоанна), ни апостольские послания, ни позднеантичные источники. В своей трехтомной «Критике Евангелий» отстаивал позицию мифологичности образа Иисуса, выводил христианское вероучение из разрозненного набора онтологических и этических взглядов иудейского философа и экзегета Филона Александрийского (около 25 г. до н.э. – около 55 г. н.э.), римского стоицизма (Сенека) и гностицизма, проникших в среду иудеев диаспоры и заимствованных первохристианами, причем не в Палестине, а именно на элинизированной территории. Главным вопросом философии Бауэр считал разрешение противоречия между субстанцией и самосознанием. Отвергая гегелевскую абсолютную идею, объявил абсолютным самосознание. Бауэр считал, что общественное переустройство возможно с помощью изменения сознания, требовал не изменения существующего порядка, а лишь изменения представлений о нем, абсолютизируя государство и идеализируя, вслед за Гегелем, прусскую монархию. К истории подходил как субъективный идеалист. Бауэр создал теорию всемогущества «критических личностей» и ничтожества народа, который он объявлял пассивным материальным элементом истории, врагом духа. Движущей силой истории считал умственную деятельность, борьбу понятий в головах «критических критиков». Как младогегельянец Бауэр неоднократно подвергался полемической критике со стороны К. Маркса и Ф. Энгельса (в «Святом семействе» и «Немецкой идеологии»), а как гиперкритицист новозаветной истории – со стороны Д.Ф. Штрауса. Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, М., 1955; его же, Бруно Бауэр и раннее христианство, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, М., 1933; Mеринг Ф., Карл Маркс. История его жизни, М., 1957; Серебряков М.В., Фридрих Энгельс в молодости, Л., 1958; История философии, т. 3, М., 1959; Корню О., К. Маркс и Ф. Энгельс. Жизнь и деятельность, пер. с нем. т. 1, М., 1959.

 
PR-CY.ru