БАПТИСТЫ - Страница 15

В России существовала штунда двух типов: пиетическая и новопиетическая, позже получившая наименование «штунды баптистской». Пиетическая штунда вошла в жизнь колоний вместе с вюртембергскими пиетистами, переселившимися в колонии Рорбах и Вормс в 1817–1821 гг. Они, оставаясь членами Евангелическо-Лютеранской церкви и регулярно посещая богослужения, собирались на специальные занятия – «часы» (нем. Stunde – час) по изучению Библии и для совместных молитв в домах верующих. Сами они называли себя «братством друзей Божиих». Наиболее известными деятелями пиетической штунды были отец и сын Иоганн и Карл Бонекемперы. С точки зрения властей в деятельности пиетической штунды не было ничего незаконного, т.к. все происходило в рамках Евангелическо-Лютеранской церкви и не вызывало протеста с ее стороны. Новопиетическая штунда появилась уже в Украине как среди меннонитов, так и среди лютеран значительно позже пиетической и существовала первоначально в виде «вюстовских кружков» или меннонитских новопиетических групп, которые называли себя братскими меннонитами. Эти штундисты практически сразу заявили о неприятии официальной церкви как «падшей» и о своем желании создавать особые общины, где они могли бы «жить по вере». Братские меннониты Хортицкого округа в 1854–1855 гг. попытались отделиться от официальных меннонитских общин. По ходатайству меннонитских старейшин светские власти применили к отделившимся наказания различной тяжести, вплоть до ареста, чтобы добиться их воссоединения с общинами. В 1860 г. группа меннонитов Молочанского округа вышла из общины, требуя «крещения по вере» над покаявшимися и обращенными, а также участия в хлебопреломлении только обращенных. Молочанский церковный конвент отлучил всех членов от церкви, после чего начались административные притеснения отлученных, т.к. они потеряли привилегии меннонитов и перешли в разряд сектантов. После неоднократных ходатайств в различные инстанции, вплоть до царя, в 1864 г. новоменнониты были признаны официально как меннонитская община с сохранением соответствующих привилегий. До определенного времени штундисты не привлекали внимания властей, т.к. все происходящее в колониях было «внутренним немецким делом», но потом стали появляться штундисты обоих направлений среди украинцев, что являлось нарушением законов Российской империи, в которых говорилось о том, что «духовные же и светские лица прочих христианских исповеданий и иноверцы строжайше обязаны не прикасаться к убеждению совести не принадлежащих к их религии; в противном случае они подвергаются взысканиям в уголовных законах определенным». Первые малороссийские штундисты появились в деревне Основа Одесского уезда Херсонской губернии. По словам Дж. Брауна, автора книги «Штундизм» (1892 г.), первым штундистом в 1858 г. стал Ф. Онищенко, который присоединился к секте немецких колонистов, называвших себя братьями, но не практиковавших повторное крещение. М. Ратушный, друг и сосед Онищенко, примкнул к нему в 1860 г., и постепенно начала складываться община (с конца 1861 г. – начала 1862 г.), которая к 1865 г. состояла из 20 человек под руководством Ратушного. В то же время появились общины в деревнях Игнатьевке, Ряснополе, Николаевке. Руководители общин находились в тесном контакте с немецкими братьями из колонии Рорбах, находившейся неподалеку. До 1867 г. за штундистами пристально следили, пытались заставить посещать приходской храм, а затем односельчане во главе со старостой устроили самосуд, избили главных штундистов розгами; Ратушного, Балабана, Капустяна и Осадчего арестовали и отправили в одесскую тюрьму. Когда дело было разобрано на губернском уровне, их отпустили, не найдя в их действиях ничего сектантского, т.к. читать Евангелие у себя дома никому не запрещается. В Елисаветградском уезде (деревни Карловка и Любомирка) и в Таврической губернии (хутор Остриково) штундисты-украинцы новопиетического направления появились после возникновения этого движения в 1859 г. в колонии Староданциг, находившейся неподалеку.

 



 
PR-CY.ru