БАТЛЕР Джозеф

БАТЛЕР Джозеф (1692–1752 гг.) – епископ Даремский, теолог и религиозный философ, святой Англиканской церкви (память 16 июня). Вырос в семье пресвитериан, обучался в нонконформистской академии в Тьюксбери. В 1714 г. перешёл в англиканство и поступил в Ориел-колледж в Оксфорде. В 1718 г. в Солсбери Джозеф Батлер был рукоположён во диакона; в том же году стал священником и до 1726 г. служил проповедником при Роллс-чапел в Лондоне. Его проповеди приобрели широкую известность и были изданы в 1726 г. В 1736 г. Джозеф Батлер стал капелланом супруги короля Георга II Каролины и опубликовал свой главный труд «Сходство религии, естественной и данной в откровении, с законом и течением природы» («The Analogy of Religion, Natural and Revealed, to the Constitution and Course of Nature») с приложением небольшой работы «О природе добродетели» («Of the Nature of Virtue»). В 1738 г. Джозеф Батлер стал епископом Бристольским, в 1750 г. был переведён на Даремскую кафедру. Джозеф Батлер считается одним из крупнейших представителей естественной теологии. В противоположность Томасу Гоббсу (1588–1679 гг.) и другим сторонникам «жизни согласно природе» Джозеф Батлер считал, что то естественно, что нравственно. Именно добродетельная жизнь и стремление к благу больше всего соответствуют потребностям природы человека, в них состоит его истинное счастье. Следовательно, любовь человека к добродетели и к благу не только не противоречит его любви к самому себе, но и служит высшим выражением этой любви. «Если мы понимаем, в чём состоит истинное счастье, и совесть, и любовь к себе равно поведут нас по верному пути. Долг и заинтересованность вполне совпадают». Природа человека, согласно Джозефу Батлеру, состоит из иерархически расположенных частей, их венчает совесть, которую Джозеф Батлер часто называл гласом Божьим в человеке; при этом он никогда не приписывал ей божественных свойств. Джозеф Батлер верил в автономность совести как особого органа познания. Суд совести всегда верен, и если по какой-то причине он не может вынести свой вердикт, это значит, что рассматриваемый предмет не имеет практического значения, либо что совесть была несвободной в своём суде по каким-то внешним обстоятельствам. Джозеф Батлер придавал большое значение вере в жизнь после смерти, видя в ней основание всех человеческих надежд и опасений. Его излюбленным аргументом в пользу такой веры было указание на недостаточность наших знаний о смерти для безапелляционного утверждения, будто за её порогом нет никакого бытия. Если же наши знания столь недостаточны, то, по мнению Джозефа Батлера, лучше не менять веры в то, что жизнь после смерти есть, на веру, что её нет. Подобным образом он опровергал утверждения сторонников естественной религии относительно того, что все действия человека обусловлены необходимостью, а зло есть естественное проявление нашего благого мира. Мы всё равно не смогли бы жить в соответствии с необходимостью, полагал Джозеф Батлер, поскольку мы почти всегда не в состоянии увидеть, какая необходимость движет теми или иными человеческими (даже нашими собственными) поступками. По вопросу о существовании зла Джозеф Батлер соглашался с тем, что мир благ, но считал людей не способными понять, каким образом в них может иметь место зло. Труды Джозефа Батлера неоднократно переиздавались и входили в программы британских университетов и колледжей. Особое значение они приобрели в XIX в. в кругах Высокой Церкви; кардинал Джон Генри Ньюмен (1801–1890 гг.) приписывал влиянию трудов Джозефа Батлера своё обращение в католичество.

 
PR-CY.ru