БУАСЬЕ Мари Луи Гастон - Страница 2

Эти наиболее обширные из сочинений Мари Луи Гастона Буасье (каждое из них было издано в двух томах) дают обстоятельный анализ римской литературной традиции, исследуемой в её отношении к религии. В первой работе анализируется религиозная политика римских императоров, создателей системы принципата, стремившихся восстановить значение традиционных римских культов, авторитет которых во II–I вв. до н.э. в Римской республике был сильно подорван развившимся религиозным индифферентизмом общества и наступлением восточных культов. Чтобы показать закономерность этих усилий римские императорские власти (равно как и неизбежность общей их неудачи) Мари Луи Гастон Буасье прослеживал формирование старинных языческих культов у римлян, показывал их связь с патриархальными началами римской общественной жизни (культы предков и домашнего очага), подчёркивал их роль как гарантов традиционной гражданской морали. По мысли учёного, существенная ограниченность патриархального римского язычества, его внимание к внешней, обрядовой стороне, его гипертрофированный формализм обусловили кризис религиозного сознания в Риме на рубеже старой и новой эры и подготовили вытеснение язычества пришедшим с Востока христианством. Целенаправленные усилия государства в первые века Римской империи лишь приостановили на некоторое время этот кризис, который с большей силой разразился в IV в. Эта заключительная фаза в религиозной истории античного мира рассмотрена во второй книге, где главное внимание уделено ключевым событиям и фигурам века Константина I Великого. Мари Луи Гастон Буасье охватывает все явления религиозной жизни: и уходящего язычества, и торжествующего христианства. Характеристики защитников язычества Квинта Аврелия Симмаха и императора Юлиана Отступника соседствуют с обзором проповеднической и литературной деятельности Амвросия Медиоланского и Августина Блаженного. В обеих работах дан подробный анализ римской религиозной истории от первых установлений легендарных царей Ромула и Нумы Помпилия до краха язычества, который нашёл выражение в удалении по настоянию Амвросия Медиоланского алтаря Победы из зала заседаний сената и закрытии древних храмов.



 
PR-CY.ru