БРУНО КВЕРФУРТСКИЙ - Страница 2

Не раз высказывавшееся в русской науке предположение, будто на Руси Бруно Кверфуртский действовал в качестве политического эмиссара то ли польского князя, то ли германского короля, исследователи считают неосновательным. При поддержке Владимира, как полагают исследователи, в конце февраля 1008 г. Бруно Кверфуртский отправился из Киева в степь, где оставался до конца лета. Результатами его усилий стали крещение 30 знатных печенегов, заключение русско-печенежского мира и организация Печенежской епископии, на которую был поставлен один из прибывших с Бруно Кверфуртским миссионеров. Судя по отсутствию дальнейших сведений об этой епископии, она оказалась эфемерной. Из Руси Бруно Кверфуртский двинулся в Польшу, где с помощью Болеслава I организовал миссионерскую поездку к «пруссам», во время которой и претерпел мученическую кончину вместе с 18 спутниками где-то «на прусско-русском пограничье» («in confinio ... Rusciae»), т.е., как полагают исследователи, в земле ятвягов (в междуречье Немана и Западного Буга). Содержащиеся в источниках 1030 гг. (Житии блаженного Ромуальда, написанном Петром Дамиани, и хронике Адемара Шабанского) апокрифические сведения о Крещении Руси в результате проповеди Бруно Кверфуртского возникли, как полагают исследователи, вследствие контаминации с воспоминаниями о пребывании на Руси немецких миссионеров в 970 гг., при Киевском князе Ярополке Святославиче. Перу Бруно Кверфуртского принадлежат три весьма значительных сочинения, которые отличаются художественными достоинствами: помимо упомянутого послания к королю Генриху II это Житие пяти братьев-пустынников, пострадавших около 1003 г. в Польше, и Житие св. Адальберта Пражского. Эти тексты, равно как и биографические данные, характеризуют Бруно Кверфуртский, по мнению исследователей, не только как деятельного миссионера-практика неразделённой церкви, но и как видного церковного идеолога, который ратовал за сотрудничество христианских государей в деле проповеди среди язычников (Бруно Кверфуртский резко упрекал Генриха II за военный союз с языческим славянским племенным союзом лютичей против христианина Болеслава I). Позиция Бруно Кверфуртского в отношении церковной организации недавно христианизированных земель к востоку от Германской империи исследователям не до конца ясна. По их мнению, он был сторонником политики императора Оттона I, направленной на включение их в церковную юрисдикцию империи, и потому сдержанно относился к политической программе Оттона III «renovatio imperii Romanorum» («возрождения Римской империи»), которая привела к учреждению в 1000 г. самостоятельной Гнезненской архиепископии в Польше.



 
PR-CY.ru