Словарь по христианству Б БОЛЬШОЙ МЕТЕОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

БОЛЬШОЙ МЕТЕОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

БОЛЬШОЙ МЕТЕОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Преображения Господня (Стагонская и Метеорская митрополия Элладской церкви), мужской, действующий. Расположен на самой высокой (613 м) из Метеорских скал. Основан Афанасием Метеорским (1302–1380 гг.), поселившимся около 1340 г. в пещере на скале Платилифос, которой он дал название Метеорон (парящий в воздухе). К отшельнику стала стекаться братия, и Афанасий устроил киновию со строгим общежительным уставом. Первоначально монастырь был посвящён Божьей Матери, соборным храмом являлась построенная Афанасием церковь Богоматери Метеорской Скалы. Когда собралось 14 иноков, была воздвигнута церковь Преображения Господня, впоследствии ставшая главным храмом, давшим современное название монастырю. Новая обитель превратилась в один из самых известных греческих монастырей благодаря сподвижнику и преемнику Афанасия Иоасафу Метеорскому (в миру Иоанн Урош; около 1350 – 1423 гг.), последнему представителю сербской династии Неманичей. Он был сыном Симеона (Синиши), правителя Фессалии и Эпира, и племянником сербского царя Стефана Душана. По материнской линии приходился внуком византийскому императору Михаилу IX Палеологу. В 1373 г. отказался от унаследованной власти и принял постриг в этом монастыре. Его сестра Мария (ум. в 1394 г.), супруга янинского деспота Фомы Прелюбовича, покровительствовала монастырю и сделала туда большие вклады. При Иоасафе был расширен и перестроен храм Преображения Господня (1388 г.), расписанный в 1483 г. В 1520 г. на средства валашского воеводы Нягое IV Басараба была сооружена башня, откуда спускались верёвочная лестница или сеть, в которой монахи поднимались в обитель (лестница была прорублена в скале только в 1922 г.). Расцвет монастыря приходится на XVI в. Константинопольский патриарх Иеремия I, посетивший его в 1540 г., даровал обители ряд привилегий и в том числе полную независимость по образцу афонских монастырей. В 1544/1545 г. к древнему алтарю церкви Преображения были пристроены наос (основная часть храма) афонского типа и внутренний нартекс (притвор). При игумене Симеоне из Янины в 1552 г. собор был украшен фресками критской школы. По мнению исследователей, они выполнены учеником Феофана Критского Джорджи, расписавшим в 1557 г. собор монастыря св. Виссариона (Дусик). В 1557 г. были построены трапезная, в которой сейчас размещается монастырский музей, и кухня, сохранившая свой средневековый облик, в 1572 г. – богадельня. В XVI–XVII вв. в монастыре была книгописная мастерская.

 



 
PR-CY.ru