Словарь по христианству А АМОРИЙ

АМОРИЙ

АМОРИЙ – византийский город в центре Малой Азии (современный посёлок Хисаркёй близ Эмирдага, Турция), митрополия Константинопольского патриархата. Располагался на границе Фригии и Галатии на перекрёстке торговых путей. Время основания исследователям неизвестно. С I в. н.э. принадлежал попеременно разным римским провинциям (Великая Фригия, Писидия, Галатия Салютарис, Фригия). С эпохи арабских завоеваний Аморий, оказавшийся на границе Византийской империи, становится форпостом на пути арабских вторжений в глубь Малой Азии. Здесь находился центр крупнейшей в Малой Азии византийской фемы Анатолик. В 644 г. Аморий впервые осадили арабы, временно овладевшие им в 646 г. В VIII в. город, хорошо укреплённый и охраняемый сильным гарнизоном, выдержал не одну арабскую осаду. В 838 г., в правление императора Феофила, принадлежащего к происходившей из Амория Аморийской династии, арабское войско халифа аль-Мутасима после 13-дневной осады захватило и полностью разрушило Аморий, угнав в плен всё население. Позднее укрепления Амория были восстановлены, но город так и не вернул своего былого значения. В 1068 г. Аморий впервые заняли турки-сельджуки, окончательно овладевшие им к началу XIII в. О времени установления христианства в городе у исследователей сведений нет. Наиболее известными святыми, происходившими из Амория, являются 60 паломников в Святую землю, перебитые арабами близ Иерусалима в 723 г. (см. Иерусалимские мученики), и 42 греческих военачальника, взятые в плен арабами в 838 г. в Амории и казнённые 6 марта 845 г. (см. Аморийские мученики). Ко времени становления в империи церковно-административной системы (V в.) кафедра Амория была первой в числе подчинённых митрополии Пессинунта. В этом статусе город пребывал до второй половины VIII в., когда стал автокефальной архиепископией, а около 840 г. – митрополией с пятью подчинёнными епископами. При Андронике II Палеологе, в начале XIV в., отмечается перемещение кафедры Амория с 45-го на 58-е место. Титул митрополита Аморийского исчезает, как полагают исследователи, в том же веке. Участие местных епископов и митрополитов в различных Соборах фиксируется с IV по XI в.: на третьем Вселенском соборе (431 г.) присутствовал епископ Авлавий, на четвёртом (451 г.) – Мистирий, на шестом (680 г.) и Трулльском (691 г.) – Феодор, на седьмом (787 г.) – Феодосий. В 859 г. Константинопольский патриарх Фотий направил к папе Николаю епископа Аморийского Феофила. В Константинопольском соборе 879 г. участвовал епископ Виссарион. В Х в. кафедру Амория возглавлял церковный писатель и гимнограф Павел Аморийский. Неизвестный по имени иерарх из Амория участвовал в Константинопольском соборе 1065 г. В эпоху Сельджукидов Аморий прекращает развитие (в настоящее время на его месте незначительное поселение). Прекрасно сохранившееся городище с 1987 г. исследует экспедиция Оксфордского университета (Р.М. Харрисон, К. Лайтфут). Учёные собрали богатые коллекции материалов, обнаружили остатки описанных в источниках сооружений, открыли руины крупной базиликальной церкви, в конце IX – начале X в. увенчанной куполом и украшенной полихромными златофонными мозаиками, фресками и мрамором; в её нартексе открыты погребения последних десятилетий Х в.

 
PR-CY.ru