Словарь по христианству А АРХАТ

АРХАТ

АРХАТ (санскр. – достойный войти в нирвану, уважаемый) – термин в буддизме, впервые употреблённый по отношению к самому себе Шакья Муни Буддой и обозначающий того, кто достиг видения подлинной природы вещей (йатха-бхута). По преданию, архатами стали многие ученики Будды и их последователи. В школах хинаяны, в том числе в тхераведе, архатом называют того, кто находится на высшем уровне духовного совершенства, у него уже не будет новых рождений, и архат, покинув эту жизнь, сразу попадёт в нирвану. Архат полностью свободен от представлений о «Я» и «моё» – это «будда после Будды», т.е. «достигший Просветления после Первопросветлённого». Но в отличие от Будды архат не обладает пятью сверхзнаниями: необычной психической силой воздействия, божественным слухом, чтением чужих мыслей, умением вызывать в памяти свои прошлые рождения и способностью знать о прошлых рождениях других людей. Он владеет лишь тремя знаниями – о своих и чужих предыдущих рождениях и о том, как прекратить умственное помрачение. Достижение состояния архата – цель буддийских монахов тхеравады стран Южной и Юго-Восточной Азии. Архаты часто являются персонажамм махаянских сутр (например, «Субхути»), но для буддистов махаяны уровень архата не является высшим уровнем духовного совершенства, как в школе хинаяны. Их идеал – бодхисаттва: архат, который из сострадания и ради спасения других существ отказывается от ухода в нирвану и остаётся в круге рождений (см. Сансара), дав обет бодхисаттвы (просветлённого существа). В литературе махаяны содержится множество описаний пребывания архата на высших небесах мифической вселенной, в «землях будд» (буддха-кшетра), но не в нирване. Архаты часто изображаются в махаянской иконографии, например, на картине «Будда в окружении 16 великих архатов».

 
PR-CY.ru