АХУРА МАЗДА

АХУРА МАЗДА – великое божество древнеиранского пантеона, которое Зороастр в стремлении утвердить монотеизм провозгласил единым истинным богом. В зороастризме Ахура Мазда – несотворённый бог, творец мира, премудрый, благой и добрый, хранитель вселенского порядка. Он создал мир с помощью шести им воплощённых абстрактных сущностей – «бессмертных святых» (Амеша Спента) – и «святого духа» (Спента Майнью), также олицетворяющего созидательную сущность и благую мощь (с ним в зороастрийской традиции часто отождествляется и сам Ахура Мазда); вместе они образуют могущественную семёрку, завершившую процесс творения. Благому богу противостоит «злой дух» (Анхра Майнью), также несотворённый, окружённый сонмом созданных им демонов. Борьба царств света и тьмы, добра и зла, правды и лжи составляет основу зороастрийского дуализма. В «Старшей Авесте» «бессмертные святые» приняли на себя функции прoклятых индо-иранских богов. Позднее некоторые из них были возвращены в пантеон, и в реформированной таким образом религии утвердилось многобожие. В зурванистской ереси, возникшей в конце V в. до н.э., Ахура Мазда уже не вечный бог-творец, а один из двух сыновей-близнецов (другой – Анхра Майнью), зависимых от отца Зурвана – «Бесконечного времени». Наиболее раннее упоминание Ахура Мазды в исторических источниках засвидетельствовано в ассирийском тексте VIII в. до н.э., но там, как полагают исследователи, речь идёт о древнеиранском, дозороастрийском боге. В ахеменидских надписях V в. до н.э., особенно в надписи Дария I, Ахура Мазда упоминается как великий бог, «который сотворил эту землю, который сотворил то небо, который создал человека, который создал счастье». В греческих посвятительных надписях с территории западных сатрапий державы Ахеменидов IV в. до н.э. имя Ахура Мазды «переведено» на греческий как Зевс. В сочинениях античных авторов того времени оно предстаёт в искажённой эллинизированной форме – Horomazes или Oromasdes. Антропоморфное изображение Ахура Мазды впервые засвидетельствовано в наскальных рельефах III–IV вв. н.э., в сценах инвеституры сасанидских царей. Он предстаёт в образе величественного бородатого всадника с зубчатой короной на голове и в богатых одеждах; в левой руке держит жреческий жезл, правой протягивает венец новому царю, тоже всаднику (например, рельеф Ардашира I в Накши-Рустеме, около 240 г. н.э.). Встречаются рельефы, на которых бог и царь церемонию инвеституры совершают стоя и попирая ногами своих врагов – соответственно Анхра Майнью и земного противника царя. Почитание Ахура Мазды сасанидские шаханшахи выражали и тем, что включали в титулатуру земного правителя формулу «Поклоняющийся Мазде владыка (имярек)», пять царей именовались Ормаздами, т.е. были «тёзками» Ахура Мазды, и т.д. В сасанидское и послесасанидское время существовала практика присваивать титул «Мобед Ормазда» отличившимся учёностью и наиболее почитаемым представителям зороастрийского жречества. Все благочестивые деяния, жреческие или мирские, предваряются формулой почитания Ахура Мазды. Обязательные молитвы, произносимые пять раз в день, начинаются со слова «Ормазд» (среднеперсид. – «Господь») и включают стих из «Гат»: «Кого, о Мазда, ты поставишь защитником мне?..» Особенно чтут верующие гимн Ахура Мазде «Ормазд-Яшт», который полагается читать после утренних молитв и рекомендуется перед сном. Зороастрийцы верят, что произнесение 72 имён-эпитетов верховного бога, перечисленных в гимне, защищает их от злых демонов и прочих напастей.

 
PR-CY.ru