АНХРА-МАЙНЬЮ

АНХРА-МАЙНЬЮ (авест. – злой дух; Ангро-Майнью, Ангра-Манью; Ахриман; среднеперсид., Ариман; греч.) – в зороастризме глава злых сил, враг всего благого. В «Гатах» дух зла (ещё не собственно Анхра-Майньо более поздней традиции) – близнец духа добра и, как полагают исследователи, наряду с последним потомок Мазды. «Воистину есть два первичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, слове и деле – они оба, добрый и злой… Когда эти два духа схватились впервые, то создали бытие и небытие…, из этих двух духов один, следующий лжи, выбрал зло, а другой – дух святейший, облачённый в небесную твердь, выбрал праведность…» Этот пассаж вызывает среди исследователей большие споры. В настоящее время получило распространение мнение (О. Везендонк и Х.С. Нюберг), что реальная оппозиция здесь – оппозиция духа зла и духа добра, в то время как творец находится над ней. В «Младшей Авесте» монотеизм уступает более чётко выраженным дуалистическим тенденциям. В противовес благим творениям божьим Анхра-Майньо породил всевозможные отрицательные явления: болезни, смерть, ядовитых и вредных животных, стужу, чародейство и др. Тёмные деяния определяются в «Авесте» как «не-жизнь»: Анхра-Майньо практически предлагает искушаемым им людям не иной принцип жизни, а уход в небытие, смерть. Иногда толкователи понимают термин «не-жизнь» как указание на то, что в некотором смысле Анхра-Майньо нереален, не существует (подлинным существованием обладает лишь добро, происходящее от бога). Однако с людей не слагается ответственность за грехи. В известном смысле в своих несчастьях люди виноваты сами: тексты повествуют о грехопадении первой человеческой пары – Мартья и Мартьянаг, которые пали, объявив злого духа творцом мира. По преданию, Анхра-Майньо искушал (обещанием великой власти) и пророка Зороастра, но тот преодолел искус. Основным принципом действия Анхра-Майньо является Друдж (Ложь). Ложь, склоняющая к вероотступничеству, персонифицируется в образе развратной блудницы (ср.: Иез. 16; Ос. 4:11–18; Откр. 17). Каждый человек обязан отвергнуть Ложь и самого Анхра-Майньо со всеми его служителями и во всех его проявлениях. Формула такого отвержения содержится в фраваране (символе веры). В конце времён всякое зло будет уничтожено, и Анхра-Майньо будет побеждён. Однако трудно понять, какова дальнейшая судьба Анхра-Майньо, и будет ли он уничтожен. В обычном смысле сло́ва уничтожить его (т.е. отправить в «не-жизнь») нельзя, ибо он и так «не-жизнь». Но в «Авесте» определённо указывается, что наступит время, когда зла не будет.

 
PR-CY.ru