Словарь по христианству А АЛЕКСИЙ

АЛЕКСИЙ

АЛЕКСИЙ (ум. в 1390 г.) – архиепископ Новгородский (1360–1388 гг.), святитель, местночтимый (память 3 февраля). Был монахом, ключником (экономом) Софийского архиерейского дома в Новгороде и ближайшим сподвижником Новгородского архиепископа Моисея. После его удаления на покой избран жребием на кафедру 15 сентября 1359 г. Зимой 1359/1360 гг. Тверским святителем Феодором (Добрым) рукоположён во диакона, затем во священника, 12 июля 1360 г. во Владимире хиротонисан во епископа Московским  митрополитом Алексием. 30-летнее святительство Алексия ознаменовано конфликтом Новгорода с митрополией. Причиной его поначалу было самовольное усвоение Алексием себе крещатых риз (полиставрия), являвшихся отличием высших церковных иерархов (патриархов и митрополитов), лишь в виде исключения по особым церковно-политическим соображениям пожалованных предшественникам Алексия – святителям Моисею и Василию Калике. В ответ на обращение митрополита Алексия Константинопольский патриарх в июне 1370 г. направил Алексию весьма резкое послание с требованием сложить кресты с фелони и подчиниться митрополиту. Из письма исследователям ясно, что дело вряд ли ограничивалось внешним отличием, по их мнению, предпринимались попытки придать Новгородской архиепископии ту или иную степень независимости от митрополии. О последствиях послания патриарха исследователям ничего не известно, но, как они полагают, конфликт продолжился, и с ним было связано добровольное удаление Алексия в Деревяницкий Воскресенский монастырь в конце 1375 г. По усиленным просьбам новгородцев, которые особым посольством даже испросили на то благословение митрополита Алексия, Алексий 9 марта 1376 г. вернулся на кафедру, а в августе отправился в Москву, где примирился с митрополитом и великим князем. Характерно, что сразу же вслед за этим в Новгороде, сославшись на Москву, отказались принять грамоты новопоставленного митрополита Киприана. В 1380 г., когда на Москве не было митрополита, Алексий во главе новгородской делегации заключил с великим князем Дмитрием Донским договор «на всей старине новгородчкой», а в 1385 г., при митрополите Пимене, конфликт с митрополией обострился снова из-за решения новгородцев отказать митрополиту в «позывном» (апелляционном) суде и судиться только у своего архиепископа, которому были бы приданы светские заседатели, что не только подрывало единство Русской церкви, но и существенно задевало фискальные интересы митрополии.

 



 
PR-CY.ru