АММОНИЙ ДОЛГИЙ

АММОНИЙ ДОЛГИЙ, Безухий (вторая половина IV в. – около 403 г.) – один из египетских братьев-отшельников, прозванных за высокий рост Долгими, или Длинными, преподобный. Четыре брата (Аммоний Долгий, Евсевий, Диоскор и Евфимий) и две сестры удалились в Нитрийскую пустыню, где стали вести монашеский образ жизни. В «Лавсаике» Палладия Еленопольского об Аммонии Долгом, ученике аввы Павмы, сообщается, что он «достиг высот боголюбия» и не только знал наизусть Священное Писание, но и тщательно изучил творения Оригена, Дидима Слепца, Пиерия и папы Стефана I. Аммоний Долгий прославился духовной мудростью в руководстве братией, даром пророчества и строгой аскетической жизнью: с юности его трапезу кроме хлеба составляли лишь сырые овощи. Аскет Евагрий Понтийский говорил, что не видел человека, настолько избавившегося от страстей, как Аммоний Долгий. Слава о нём распространилась по всему Египту, и жители одного города просили Александрийского патриарха Тимофея I рукоположить Аммония Долгого епископом в их город, но отшельник отказался покидать пустыню. Поскольку посланцы патриарха настаивали, Аммоний Долгий сначала пытался бежать, а когда его догнали, собственноручно отрезал себе ухо, сказав, что теперь как увечный не может стать епископом (тогда Аммоний Долгий и получил прозвище Безухий). Патриарх Тимофей I, узнав о происшедшем, возразил, что христианину отрезанное ухо не мешает стать епископом, и добавил: «Приведите хоть безносого, но достойного, я и его рукоположу». Тогда Аммоний Долгий поклялся, что если его не оставят в покое, то он отрежет себе язык. Патриарх Феофил против воли поставил брата Аммония Долгого Диоскора епископом Гермопольским, а двух других «Долгих братьев», Евсевия и Евфимия, сделал клириками и поручил им хозяйственные дела Александрийской церкви. Однако впоследствии, согласно Сократу Схоластику, они покинули патриарха, не стерпев его корыстолюбия. Конфликт вскоре принял богословскую окраску: патриарх Феофил, в пасхальном послании 399 г. обличавший тех, кто представлял Бога в человеческом облике, теперь обвинил братьев в оригенизме за учение о бестелесной природе Бога и возбудил против них монахов-антропоморфитов. «Долгим братьям» пришлось бежать в Палестину, откуда они вместе с пресвитером Исидором, также отлучённым Феофилом, отправились в Константинополь и представили дело на суд патриарха Иоанна Златоуста (398–404 гг.). Иоанн, хотя и не принял в общение братьев, однако предоставил им убежище и написал патриарху Феофилу, что их мнения вполне православны; в ответ он был обвинён во вмешательстве в дела чужой кафедры. Впрочем, подобная трактовка событий церковным историком Сократом, симпатизировавшим оригенистам и плохо знавшим реалии монашеского Египта, исследователи считают далеко не бесспорной. Незадолго до Собора «У дуба» (404 г.), где был осуждён патриарх Иоанн Златоуст, Аммоний Долгий скончался и был похоронен в мартирии святых апостолов в Руфинианах, пригороде Константинополя, предсказав перед смертью великое гонение и церковный раскол. Гонитель Аммония Долгого патриарх Феофил горько оплакивал его кончину, с высочайшей похвалой отзываясь о монашеских добродетелях подвижника. На могиле преподобного стали совершаться исцеления. По мнению исследователей, память Аммонию, приводимая в синаксарях на 10 января, относится к этому подвижнику. Память святому переведена на славянский язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. внесена под 10 января в Великие Минеи Четьи.

 
PR-CY.ru