Словарь по христианству А АНДРЕЙ

АНДРЕЙ

АНДРЕЙ (ум. в 1324 г.) – епископ Тверской (1289–1316 гг.). Сын литовского князя Герденя, правившего в Полоцке (около 1264–1267 гг.), вместе с матерью и братом, как полагают исследователи, был захвачен в плен Псковским князем Довмонтом в 1266 г. В 1289 г. по просьбе юного Тверского князя Михаила Ярославича Андрей из игумена им же основанного Богородичного монастыря на реке Шоше (или, как полагают исследователи, тверского Отроча монастыря) был поставлен Максимом во епископа Тверского; в 1300 г. вместе с Максимом и Ростовским епископом Симеоном участвовал в Новгороде в поставлении Новгородского архиепископа Феоктиста. Являясь креатурой Михаила Ярославича (к тому времени уже великого князя Владимирского), который был недоволен отклонением предложенного им в качестве кандидата на митрополичий престол игумена Геронтия, Андрей около 1310 г. обвинил только что прибывшего на Русь Петра в симонии и благословении неканонических браков перед Константинопольскими патриархами Афанасием I, затем Нифонтом и на Соборе Русской церкви в Переяславле. После оправдания Петра Андрей сохранил кафедру, что, как полагают исследователи, было следствием защиты со стороны великого князя. Несмотря на подчёркнутое примирение митрополита с Андреем (в марте 1311 г. Пётр вместе с Андреем рукоположил в Твери епископа Харлампия, неназванной епархии, и епископа Ростовского Прохора), отношения между ними едва ли вполне наладились. 28 марта 1316 г. Андрей покинул кафедру, после чего она пустовала в течение года (преемник Андрея Варсонофий был поставлен лишь 13 февраля 1317 г.). Удалившись в Шошский монастырь, Андрей оставался, тем не менее, политически влиятельной фигурой: именно при его посредничестве, по тверским данным, осенью 1321 г. был заключён мирный договор между Тверским князем Димитрием Михайловичем и князем Московским и великим князем Владимирским Юрием Даниловичем. Софийская первая летопись и Московский летописный свод конца XV в. говорят здесь не об Андрее, а о Варсонофии, но это, по мнению исследователей, скорее всего, неудачная редакторская правка. Тверская летопись характеризует Андрея как «святоучительного»; в сборнике 1422 г. (Российская национальная библиотека) сохранилось окружное послание, как полагают исследователи, ему принадлежащее. Тело Андрея после его кончины по повелению епископа Варсонофия из Богородичного монастыря было доставлено в Тверь и погребено в кафедральном Спасском соборе.

 
PR-CY.ru