АВТОНОМНАЯ ЭТИКА - Страница 2

Не случайно формула основного нравственного закона у И. Канта: «Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы» – оказывается близкой известному евангельскому стиху: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12); притом И. Кант из понятия формального закона в соответствии со своим учением о «моральности и легальности» исключает какую бы то ни было содержательную характеристику морального поведения. Парадокс кантовской автономной этики заключается в том, что, признавая неоспоримое достоинство христианской этики, И. Кант пытается обосновать её посредством одной автономной воли, т.е. из самоопределения человека. Однако, справедливо подчёркивая значение внутренней убеждённости, личной ответственности, осмысленности веры и праведной жизни по совести, он вместе с тем отрицает религиозный и церковный опыт, мистическую связь человека с Богом и тем самым доводит дело Реформации до её логического предела, встав на путь конструирования моральной (или философской) веры, которая фактически подменяет религию религиозно-философским убеждением. Отсутствие «живого Бога» в самой эмпирической реальности и представление о Нём как о всего лишь потусторонней идеальной сущности, узкое понимание церкви как воспитательно-образовательного учреждения, отрицание Божьей помощи и упование только на собственные человеческие силы, на «разум» (который у И. Канта совпадает с верой), – всё это в большой мере ограничивает положительное значение кантовского учения об автономной этике. В литературе, посвящённой И. Канту, представлены полярно противоположные оценки автономной этики. Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг в опубликованной анонимно статье (1795 г.) критиковал автономную этику, в особенности в связи с учением И. Канта о Боге. Иоганн Готлиб Фихте, по справедливому замечанию Ф.В.Й. фон Шеллинга, «расширил самостоятельность или автономию, которую И. Кант приписывал человеческой самости в деле её морального самоопределения, до пределов теоретических…» В целом, отмечая отдельные недостатки и упущения, положительно оценивают этическое учение Канта Георг Вильгельм Фридрих Гегель и Артур Шопенгауэр. Протестантский теолог Альбрехт Ричль, отмечая заслуги автора автономной этики, критиковал его понимание религии. Отрицательно относился к моральному учению Канта Фридрих Ницше. Чрезвычайно высокую оценку автономная этика получила в трудах философов марбургской (Г. Коген) и баденской (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) школ неокантианства.

 



 
PR-CY.ru