Словарь по христианству А АМВРОСИАНСКОЕ ПЕНИЕ

АМВРОСИАНСКОЕ ПЕНИЕ

АМВРОСИАНСКОЕ ПЕНИЕ (лат. cantus ambrosianus, итал. canto ambrosiano) – сформировавшаяся в рамках амвросианского обряда музыкально-жанровая система, которая лишь частично совпадает с традиционной римской, принятой в католической церкви. Амвросианский певческий материал сохранился в рукописных Антифонариях, Гимналах, Псалтырях, Процессионалах (разновидность Антифонария для triduum litaniarum и rogationes). Древнейшие Антифонарии для зимнего и летнего периодов литургического года соответственно датируются XI–XII вв. и содержат песнопения как мессы, так и оффиция (богослужения суточного круга). В настоящее время исследователи различают в структуре амвросианского пения оригинальное докаролингское ядро и распевы, заимствованные позднее из григорианского пения. Для первоначального амвросианского пения характерны в псалмодии квартовое окончание речитации (в отличие от понижения на квинту в григорианских автентичных ладах) и отсутствие иниция и медиации, свобода выбора тона речитации для псалма, поющегося после антифона, более простое и свободное обращение с ладами); эти архаические черты, как полагают исследователи, свидетельствуют о более раннем происхождении амвросианского пения по сравнению с григорианским. Примерами заимствований из галликанского и испано-мосарабского обрядов являются такие амвросианские песнопения, как гимн пасхальной свече («Exultet»), поющийся дьяконом в Великую субботу, литании «Divinae pacis» в период Великого поста, offerenda «Curvati sunt caeli» и transitorium «Maria et Martha». Встречаются также заимствования из византийского церковного пения, сделанные в V–VII вв. и позднее. Отсутствие в строгом смысле собственных певческой нотации и музыкальной теории свидетельствует о смешанном происхождении амвросианского пения. Начиная с XV в. в нём наблюдаются тенденции к упрощению мелодий и исчезновению мелизматики. Из песнопений мессы специфически амвросианскими являются psalmellus (поётся с псалмовым стихом) и аллилуиарий, отличающиеся богатой мелодической украшенностью. Для первого характерно использование одной и той же мелодической формулы для окончания стиха и ответа; некоторые psalmelli построены по центонному (лоскутному) принципу. «Alleluia» может иметь две формы, из которых вторая (melodia secunda), поющаяся после стиха, содержит обширные украшения. Мелос песнопений ingressa (без стиха) и offerenda (offertorium) напоминает римские образцы, встречаются и заимствования из византийской традиции, сделанные в послекаролингский период. Confractorium (без стиха) и transitorium по своему стилю проще и ближе к песнопениям оффиция. Ординарий мессы состоит из «Gloria» со следующим непосредственно за ним троекратным «Kyria», «Credo» и «Sanctus» и включает простой и торжественный варианты каждой из частей. Мелодии «Gloria», входившей ранее в состав оффиция, отличаются богатой украшенностью, мелодии «Credo» сохраняют черты раннего речитатива.

 



 
PR-CY.ru