Словарь по христианству А АННА

АННА

АННА (963 – 1011/1012 гг.) – супруга Киевского князя и крестителя Руси Владимира Святославича, дочь византийского императора Романа II (959–963 гг.). Брак Анны с Владимиром (988/989 г.) был нарушением византийских династических принципов, которые категорически запрещали брак багрянородных принцесс (родившихся в Багряной палате императорского дворца, т.е. когда их отец уже пребывал на троне) с «варварами»-иностранцами; 20 годами раньше византийским императором Никифором II Фокой (963–969 гг.) было резко отвергнуто аналогичное предложение со стороны германского императора Оттона I (936–973 гг.), сватавшего тогда ещё малолетнюю Анну или, возможно, её старшую сестру за своего сына и соправителя Оттона II (973–983 гг.). Византийские (Иоанн Скилица) и арабо-сирийские источники (Яхья Антиохийский) объясняют брак Анны отчаянным положением, в котором находился её брат император Василий II Болгаробойца (976–1025 гг.), искавший помощи Владимира против мятежника Варды Фоки, главнокомандующего восточными войсками империи. В древнерусской «Повести временных лет…» рассказ о женитьбе Владимира на Анне находится в составе «Корсунской легенды», сложившейся, как полагают исследователи, к концу XI в. и окрашенной в эпические тона: Василий II отдаёт Анну из страха перед угрозами Владимира захватить Константинополь. Разрозненные элементы более ранней житийной традиции о св. Владимире, сохранившиеся, как предполагают исследователи, в некоторых иностранных источниках первой половины XI в. (Титмар Мерзебургский, Адемар Шабанский, Житие блаженного Ромуальда, написанное Петром Дамиани), позволяют исследователям думать, что эта традиция приписывала Анне определённую роль в обращении мужа. Во всяком случае, и сама Анна, и пришедшие с неё «попы цесаричины» внесли вклад в первоначальную организацию церковной жизни в Киеве и на Руси вообще; источники говорят об участии Анны в строительстве христианских храмов (Яхья) и церковно-законодательной деятельности мужа (Устав князя Владимира). Но в целом о судьбе Анны на Руси практически ничего не известно. У Анны не было мужского потомства, хотя историки время от времени и пытались причислить к нему святых Бориса и Глеба вопреки прямым указаниям как летописи, так и «Сказания о святых Борисе и Глебе», что братья-страстотерпцы были «от болгарыне». Анна была похоронена в Десятинной церкви, и её саркофаг, по свидетельствам очевидцев (Титмар Мерзебургский), стоял рядом с саркофагом св. Владимира «посреди храма» (in medio templi).

 
PR-CY.ru