Словарь по христианству А АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович

АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович

АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович (1862–1938 гг.) – писатель, литературный критик, драматург, публицист революционно-демократического направления. Сын протоиерея Валентина Николаевича Амфитеатрова, от отца всегда был духовно далёк, изобразил его черты в образе священника Маркела в романе «Дочь Виктории Павловны». Окончил гимназию в Москве (1881 г.), юридический факультет Московского университета (1885 г.). Печатался с 1881 г., с 1882 г. работал журналистом, публиковал стихи, фельетоны, рассказы. В 1891–1899 гг. А.В. Амфитеатров писал для «Нового времени» Алексея Сергеевича Суворина, но затем публично раскаялся в «охранительстве и национализме» и перешёл на антигосударственные позиции, создал ряд сатирических статей, очерков, самым резким из которых стал фельетон «Господа Обмановы» (1902 г.), где язвительно высмеивались члены династии Романовых, прежде всего, император Николай II. За это А.В. Амфитеатров был подвергнут высылке в Минусинск, но затем, во внимание к заслугам его отца, переведён в Вологду и вскоре возвращён в Санкт-Петербург. С началом Русско-японской войны в 1904 г. А.В. Амфитеатров выехал корреспондентом на Дальний Восток, за публикацию статьи, в которой выступил против обвинений студентов Горного института в прояпонских настроениях, вновь был выслан в Вологду с запрещением литературной деятельности. Летом 1904 г. А.В. Амфитеатров покинул Россию, жил в Италии и Франции, общался с революционно настроенными эмигрантами, 16 мая 1905 г. посвящён в масоны в парижской ложе «Космос». Его сочувствие революционерам сказалось, в частности, в издании революционной газеты «Красное знамя» (1906–1907 гг.), в причислении к «святым отцам революции» Михаила Александровича Бакунина (тема лекции в Высшей русской школе общественных наук), а также в создании антицерковного памфлета «Акафист Сергию Каменноостровскому и стихиры» (1906 г.). В 1906–1916 гг., живя в эмиграции, А.В. Амфитеатров активно печатался во многих российских периодических изданиях. После возвращения в Россию в 1916 г. продолжал антигосударственные выступления в печати, за что подвергся административной высылке в Иркутск, откуда вернулся после Февральской революции 1917 г. Октябрьскую революцию встретил враждебно, в 1921 г. бежал за границу, последние годы жизни провёл в Италии, продолжая литературно-художественную деятельность. Характерной особенностью его творчества стало создание масштабных хроникальных полотен с широким охватом исторического, бытового, социально-психологического материала, например, многотомника «Концы и начала. Хроника 1880–1910» (1907–1922 гг.). А.В. Амфитеатров является автором исторических романов «Зверь из бездны» и «Царство зверя», действие которых происходит в Римской империи в I в. н.э., а также повестей, рассказов, статей и воспоминаний. Литературная плодовитость А.В. Амфитеатрова исключительна: незаконченное дореволюционное собрание его сочинений насчитывает 34 тома. Он занимался исследованием фольклора на материале быта, культуры и верований русского Севера в XVII в. Только в эмиграции смог издать две книги на основе своих исследований. Первая – «Одержимая Русь» (Берлин, 1929 г.) – представляет собой пересказ трёх произведений древнерусской литературы: повестей о Петре и Февронии, о Соломонии Бесноватой, о Савве Грудцыне, сопровождённых пояснительными статьями автора о нечистой силе в русском фольклоре и очерком «Город юродивых» об устюжском юродивом Прокопиии. Вторая – «Русский поп XVII в.» (Белград, 1930 г.) – содержит материал о жизни духовенства на северо-востоке Руси в XVII в. А.В. Амфитеатров пытался показать, что сельский священник XVII в. «прозябал в заброшенности», сживаясь с народом и часто разделяя с ним его недостатки – нищету и пьянство. Он утверждал в предисловии к книге, что позднее тип «попа-мужика» сменился на ставленника государства с полицейскими функциями, и это подорвало связь между духовенством и народом, приведя к массовому атеизму после 1917 г. Придерживаясь либеральных взглядов, А.В. Амфитеатров отрицательно относился к русским государственным и религиозным традициям, резко критиковал православие и русское духовенство.

 
PR-CY.ru