Словарь по христианству А АМИРАНАШВИЛИ Шалва Ясонович

АМИРАНАШВИЛИ Шалва Ясонович

АМИРАНАШВИЛИ Шалва Ясонович (1899–1975 гг.) – искусствовед, деятель культуры, член-корреспондент Академии Наук СССР (1943 г.), академик Академии Наук Грузинской ССР (1955 г.), заслуженный деятель науки Грузинской ССР (1959 г.). Учился на философском факультете Московского университета (отделение истории и теории искусства; 1918–1922 гг.). В 1923–1925 гг. работал в Москве и Ленинграде. С 1925 г. вёл педагогическую деятельность в Грузинском государственном университете и Академии Художеств Грузии. С 1928 г. работал в Музее истории Грузии, в 1939–1975 гг. был его директором; в 1991 г. музею было присвоено его имя. Ш.Я. Амиранашвили – один из первых исследователей истории грузинского искусства, который внёс значительный вклад в изучение христианских памятников на территории Грузии и всего Закавказья. Труды Ш.Я. Амиранашвили появились вслед за первыми опытами публикации общих работ по грузинскому искусству, предпринятых Иосифом Абгаровичем Орбели, Георгием Николаевичем Чубинашвили, Наталией Ивановной Толмачевской. Поскольку огромное количество памятников средневековой грузинской архитектуры, монументальной живописи, прикладного искусства не было опубликовано, в сочинениях Ш.Я. Амиранашвили центральное место отводилось первоначальной обработке материала: датировкам, расшифровке эпиграфики, описанию структуры сооружений, иконографической программы росписей, художественных средств выражения и живописной техники. Вместе с тем он создал систематические исторические обзоры грузинского искусства и монументальной живописи. Специалисты считают чрезвычайно ценным его исследование специфики местной иконографии, в том числе иконографии грузинских святых. Заслуга Ш.Я. Амиранашвили – анализ грузинского искусства в его контактах не только с Константинополем, но и с восточнохристианскими странами – Сирией, Палестиной, Каппадокией, с которыми Грузия была связана независимо от Византии. В качестве директора Музея истории Грузии Ш.Я. Амиранашвили внёс значительный вклад в работу по комплектованию коллекции музея, охране и реставрации памятников Грузии, копированию памятников грузинского искусства, в частности, в 1936 г. пригласил Татьяну Сергеевну Шевякову для копирования грузинских фресок. Активно содействовал возвращению в страну культурных ценностей, вывезенных за рубеж после 1917 г.

 
PR-CY.ru