АСИНУ ПАНАГИИ ЦЕРКОВЬ

АСИНУ ПАНАГИИ ЦЕРКОВЬ (Панагии Форвиотиссы) находится примерно в 5 км от деревни Никитари, в восточных предгорьях Троодос (Кипрская архиепископия). Получила название от расположенного рядом поселения Асину, основанного в XI в. до н.э. греками, переселенцами из города Асини в Арголиде. Наименование Форвиотисса, по мнению некоторых исследователей, происходит или от греческого слова, означающего растительный, подножный корм для животных, пастбище, или от названия растения молочай, который в большом количестве произрастал в окрестностях. Однако исследователи считают наиболее вероятным, что это название связано с именем ктитора – сына дуки Кипра Константина Евфорвина (Форвина), магистра Никифора, который был женат на Марии, дочери византийского императора Алексея I Комнина (1081–1118 гг.). Церковь была построена и украшена Никифором в 1105/1106 г. (посвятительные надписи над южным входом и в юго-западной части нефа). Асину церковь – небольшая одноапсидная базилика, продлённая в западной части, покрытая деревянной двускатной кровлей; нартекс с куполом на полусводах (снаружи купол не выявлен) и двумя полукруглыми нишами, выступающими с южной и северной сторон, пристроен около 1200 г. Ряд источников сообщает, что из домовой церкви она была обращена в соборный храм монастыря, в котором Никифор принял иноческий постриг с именем Николай и скончался в 1115 г. В записях на полях рукописи 1063 г. (список Типикона Великой церкви) упоминается о смерти в 1151 г. Дометия, игумена монастыря Форвион. Эпитет «Форвиотисса» впервые встречается в надписи XIV в.; о существовании обители упоминается до XVII в. Фрески Асину церкви (1105/1106 г.) являются одним из лучших примеров неоклассического стиля, распространённого в Византии на рубеже XI–XII вв. Как полагают исследователи, росписи выполнены константинопольскими мастерами. Фрески сохранились в алтаре (Причащение апостолов, отцы церкви, Вознесение, Благовещение, Причащение Марии Египетской) и в западной части первоначальной постройки (Успение, Умовение ног, Вход в Иерусалим, Воскрешение Лазаря, Пятидесятница, преподобные, сорок мучеников Севастийских). В алтаре среди святителей представлены кипрские святые Варнава и Епифаний. Центральный свод базилики покрывают примитивные фрески второй половины XIV в. Росписи нартекса 1332/1333 г. отличаются упрощённой манерой исполнения. В верхней зоне подробная композиция «Страшный Суд», в нижней – изображения святых и донаторов. Из местного ряда иконостаса происходит икона Иоанна Предтечи, около 1105/1106 г. (Византийский музей архиепископа Макария III, Никосия). В 1968–1973 гг. исследовательским центром изучения Византии в Дамбартон-Окс (Э. Хокинс и Д. Уинфилд) и Гарвардским университетом при сотрудничестве с департаментом древностей Кипра были проведены работы по расчистке и укреплению фресок. Церковь занесена в список ЮНЕСКО в число наиболее выдающихся памятников мира. В настоящее время в храме совершаются крещение и венчание, а также службы в Богородичные праздники.

 
PR-CY.ru