АМАСГУ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

АМАСГУ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (греч. – Богоматери Дамасской) в южной части гор Троодос, близ деревни Монагри (Кипр), примерно в 20 км к северу от Лимасола. Основан как мужской в начале XII в. Тогда же была возведена небольшая однонефная базилика (перестроена в конце XII в.), другие древние постройки монастыря не сохранились. Из сигиллия (грамоты) 1700 г. Константинопольского патриарха Каллиника II (1688, 1689–1693, 1694–1702 гг.) исследователям известно, что около 1630 г. митрополит Немесский и Курийский Леонтий подарил монастырь Александрийскому  патриарху Герасиму I Спартилиоту (1620–1636 гг.), который дар не принял. В 1698 г. свои права на монастырь заявил один из его преемников, патриарх Герасим II Паллада (1688–1710 гг.), но вскоре, несмотря на то что его требование о передаче монастыря было удовлетворено Китийским митрополитом Иоанникием I, он отказался от своих притязаний. С тех пор монастырь действовал как приходской храм. В XVIII в. он пришёл в запустение и был приписан к монастырю архангела Михаила. В конце XX в. монастырь был открыт как женский, на 2000 г. в нём было пять насельниц – четыре монахини и игуменья Епифания. В интерьере базилики сохранились росписи нескольких периодов. Первый – стилистически идентичен фрескам церкви Асину Панагии Форвиотиссы, датируемым около 1105–1106 гг. В апсиде – изображения св. Спиридона, епископа Тримифунтского (в люнете окна), и фигура почитаемого на Кипре мученика Афанасия Пентасхинита в диаконском облачении. Ко второму периоду относятся фрагменты сохранившихся фресок алтаря и сводов: сцены от Рождества Христова в юго-восточном углу наоса до Вознесения и Пятидесятницы в своде алтаря. В росписи представлены фигуры отдельных святых, среди которых изображения кипрских святителей. Стиль росписи напоминает образцы константинопольского искусства конца ХII в. с элементами местного колорита. Фрески третьего периода, первой половины XIV в., плохой сохранности, содержат изображения святых, в люнете северо-восточной ниши – композиция «Причащение Марии Египетской преподобной Зосимой». К четвёртому периоду относится роспись 1564 г. в алтаре и нишах: в центральной южной (Введение во храм Богородицы), центральной северной (преподобные Феодосий Великий и Савва Освященный) и северо-западной (великомученик Георгий, мученик Мамант). Иконы Богоматери (1569 г.) и Иоанна Предтечи (1529 г.) в иконостасе являются образцами поствизантийского искусства. Базилика была реставрирована в 1960 г., реставрация фресок проводилась в 1969–1972 гг. исследовательским центром изучения Византии Дамбартон-Окс.

 
PR-CY.ru