АНИКИТА, Ширинский-Шихматов Сергей Александрович

АНИКИТА, Ширинский-Шихматов Сергей Александрович, князь (1783–1837 гг.) – иеромонах, духовный и светский писатель. В 13-летнем возрасте поступил в Морской кадетский корпус, после окончания которого в 1800 г. получил звание мичмана. До 1804 г. служил во флоте, участвовал в морских военных походах и плаваниях по Балтийскому и Северному морям. В 1804–1827 гг. – воспитатель Морского кадетского корпуса. С 1809 г. – действительный член императорской Академии наук. В 1811 г. приглашён на должность инспектора императорского Царскосельского лицея, от должности отказался. Служил сотрудником в Учебном кабинете при Коллегии адмиралтейств. С 1811 г. – член общества «Беседа любителей русского слова». С 1824 г. – член Главного управления училищ. В течение многих лет участвовал в работе Рассмотрительного и Словарного комитетов при Академии наук. В 1812 г. императором Александром I Николаевичем, высоко ценившим литературное творчество С.А. Ширинского-Шихматова, был издан указ о пожаловании тому пожизненной пенсии за вклад в развитие российской словесности. В начале 1828 г. С.А. Ширинский-Шихматов поселился в Юрьевом новгородском монастыре, в 1829 г. поступил в братство монастыря, 25 марта 1830 г. принял монашество с именем Аникита и вскоре был рукоположён во иеромонаха. Вёл подвижнический образ жизни, с глубоким почтением относился к архимандриту Фотию (Спасскому), оказавшему на него сильное влияние. В 1834–1836 гг. Аникита совершил длительное путешествие в Святую землю. В июне 1835 г. прибыл на Афон и поселился в Ильинском скиту, в келье, которую раньше занимал Паисий Величковский. На Афоне избрал своим духовником иеросхимонаха Арсения Афонского (ум. в 1846 г.). Посетил Руссик (монастырь великомученика Пантелеимона на Афоне), игумен и греческая братия которого пригласили Аникиту и русских монахов Ильинского скита в свой монастырь, находившийся в запустении. В конце июля 1835 г. Аникита выехал в Палестину. В мае 1836 г. вернулся в Пантелеимонов монастырь, но вместе с русскими монахами был вынужден из-за недовольства греческой братии удалиться в Ильинский скит, где заложил храм во имя Митрофана Воронежского. В августе 1836 г. назначен настоятелем церкви при Русской миссии в Афинах, но через год подал прошение об освобождении от этой должности, стремясь к уединению и молитве. В 1837 г. получил разрешение выехать на Афон, после посещения которого намеревался вернуться в Юрьев монастырь. Однако здоровье Аникиты было крайне ослаблено. По пути на Афон, в Архангельском монастыре близ Афин, он скончался и был там же погребён; через два года (по другим источникам – через три) его останки перевезли в Ильинский скит и положили в церкви во имя Митрофана Воронежского. В многообразном творчестве Аникиты преобладала христианская и историческая тематика, автор пытался преодолеть границы между светской и духовной литературой. Наиболее известны написанные в высоком одическом стиле поэмы «Пожарский, Минин, Гермоген, или спасённая Россия» (1807 г.), «Пётр Великий» (1810 г.), «Иисус в Ветхом и Новом Завете, или ночи у Креста» (1824 г.). Из духовных сочинений последнего периода жизни наиболее значим «Псалтырь десятиструнный» (не издан), содержащий поэтическое переложение десяти псалмов. Аникита стремился к сближению русской светской культуры с православием, отводил православию решающую роль в формировании русского национального самосознания и укреплении российской государственности, придавал первостепенное значение очищению литературного языка от иностранных слов и обогащению его за счёт церковнославянского языка, критически оценивал проекты перевода Священного Писания с церковнославянского на русский язык. По этой причине с известной осторожностью отнёсся к Катехизису, составленному Филаретом (Дроздовым), отдавая предпочтение «Православному исповеданию» Петра (Могилы).

 
PR-CY.ru