АЛЕКСЕЕВ Георгий

АЛЕКСЕЕВ Георгий – иконописец конца XVII – первой трети XVIII в., священник церкви апостола Марка в Новгороде, имел сына иконописца Димитрия. В 1699 г. Георгий Алексеев писал иконы для иконостаса Троицкого собора Александрова Свирского монастыря вместе с отцом, иконописцем и монахом Тихвинского Большого Успения Богородицы монастыря Аароном. В 1706 г. «повелением преосвященного Иова митрополита» Георгий Алексеев «нанимался» «починивать и олифить» иконы «местные, и около столпов, и в приделах» в Софийском соборе Новгорода, после завершения там ремонтных работ (Новгородская III летопись). В 1712 г. расписывал паперть Успенского собора Тихвинского Большого мужского монастыря, в 1726–1727 гг. писал иконы для церкви Иоанна Предтечи на Опоках в Новгороде. Подписанные им 1722 и 1728 гг. иконы Божьей Матери «Знамение» находились в церкви Рождества Богородицы в Елатьме Тамбовской губернии и в церкви Спаса Преображения в Тихвине. По мнению исследователей, художественную манеру иконописца определило его обучение в артели тихвинских мастеров, отличавшихся архаичностью стиля. Сохранилось несколько произведений Георгия Алексеева: две иконы Новгородских чудотворцев, 1726 и 1728 гг. (Исторический музей, Третьяковская галерея); икона Божьей Матери «Знамение», 1727 г. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии); икона-список «в меру и подобие» с новгородского чудотворного образа Божьей Матери «Знамение», 1727 г. (Крестовоздвиженская церковь села Татаринцева под Москвой). Иконы Богоматери написаны тёмными плавями, повторяющими потемневший от времени лик новгородского образа «Знамение». В подписях к ним мастер называет себя «новгородский поп Георгий», что, вероятно, обусловлено исполнением заказа для другой епархии. В иконах Новгородских чудотворцев (подобно «Древу государства Российского» Симона Ушакова) прочитывается задача прославления Дома Софии – Новгорода. Иконография восходит к композиции «Древо Иесеево». С документальной точностью передан Новгородский кремль – Детинец. Само Древо помещено в панораму владычного двора, причём немного переставлены архитектурные постройки. Замысел композиции мог быть связан с деятельностью Новгородского митрополита Иова.

 
PR-CY.ru