Словарь по христианству А АНАЛОЙНАЯ ИКОНА

АНАЛОЙНАЯ ИКОНА

АНАЛОЙНАЯ ИКОНА – особый тип небольших икон, предназначенных для положения на аналой. Входящие в храм совершают поклонение и целование аналойной иконы, представляющей праздник по церковному календарю или образ святого (святых), чья память приходится на этот день, иногда – святого покровителя храма или местночтимый образ Божьей Матери. Догматическим основанием почитания икон и подобающего им поклонения послужили постановления седьмого Вселенского собора (787 г.). Сама традиция, возможно, восходит к церемонии торжественного восстановления икон и их почитания, состоявшейся 11 марта 843 г. в соборе Святой Софии Константинопольской, когда в связи с окончательной победой над иконоборцами в центре главного храма Византийской империи были выставлены для поклонения иконы. Необходимость иметь в храме аналойную икону для всех праздников литургического года и почитаемых святых предопределила их сюжетный состав и серийный характер. Прежде всего, это минейны иконы, соответствующие 12 месяцам года (их может быть 12 или 24 в зависимости от того, как изображены святые – на весь месяц или его половину); иконы с изображением Господских и Богородичных праздников, с сюжетами переходящих праздников, в том числе с развитыми страстным циклом и циклом Пятидесятницы; а также изображения Спасителя и Богородицы, Страшного Суда, Воздвижения Креста, Происхождения Честных древ Креста Господня, трёх отроков в печи огненной и др., связанных с теми богослужебными действами и чинами, которые совершаются в храме. Литургические серии аналойной иконы известны с XI–XII вв. Это сохранившиеся до настоящего времени двусторонние полиптихи из коллекции монастыря великомученицы Екатерины на Синае. К ним относят небольшие мозаичные диптихи палеологовской эпохи с изображением двунадесятых праздников из музея Опера дель Дуомо во Флоренции, створки живописного диптиха из Эрмитажа и Третьяковской галереи, диптихи, иллюстрирующие ирмос канона Великой субботы «Не рыдай мене Мати» и др. Наиболее полными русскими сериями являются так называемые иконы-таблетки первой трети (или второй четверти) XV в. из Троице-Сергиевой лавры (Сергиево-Посадский музей) и рубежа XV–XVI вв. из собора Святой Софии в Новгороде, столь же многочисленна серия из собора Рождества Богоматери в Суздале (Суздальский музей).

 



 
PR-CY.ru