Словарь по христианству А АЛАВЕРДСКИЙ СОБОР В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

АЛАВЕРДСКИЙ СОБОР В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

АЛАВЕРДСКИЙ СОБОР В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ, Грузинская Православная Церковь, расположен в местности Алаверди, историческая провинция Кахети (современный Ахметский район Грузии), на правом берегу реки Алазани, на территории бывшего монастыря, основанного в VI в. Иосифом Алавердским. Сооружён в первой трети XI в. кахетинским царём Квирике III (Багратиони), как полагают исследователи, на месте храма великомученика Георгия (начало X в.?). Алавердский собор – один из самых значительных по размерам (28х56; высота около 67 м) храмов Грузии, по плану крестово-купольный триконх, с куполом на четырёх свободно стоящих столбах; с восточной стороны – алтарная апсида, фланкированная пастофориями, с западной – примыкает трёхнефный рукав с хорами на втором этаже, фасады декорированы орнаментальной резьбой. Такая архитектурная композиция имеет прототипы в зодчестве Закавказья VII в. Алавердский собор неоднократно восстанавливался: в конце ХV в. заново возведены из кирпича купол, своды и большая часть северного фасада; крупный ремонт проведён после землетрясения 1742 г. В XIX в. были разрушены боковые приделы (уцелел лишь соединяющий их отрезок на западе). После того как царевич Леван привёз из Иерусалима частицу Животворящего Креста Господня, экзархом Грузии Ионой (Василевским) собор был освящён в честь Воздвижения Креста Господня. Вокруг храма имеются постройки XVI–XVII вв.: епископский дворец с трапезной на первом этаже, дворец Пейкар-хана (иранского наместника в Кахети в 1616–1623 гг.), крепостная ограда, баня. Реставрационные работы по расчистке и укреплению росписи (интерьер был целиком забелён в XIX в.), которые велись в храме с 1966 г., позволили выявить разрозненные фрагменты, принадлежащие к XI–XVII вв. Монументальные изображения апостолов, отцов церкви, а также остатки надписи, исполненной древнегрузинским шрифтом асомтаврули в алтаре храма, датируются XI в. К тому же времени исследователи относят плохой сохранности роспись в жертвеннике (Богоматерь, Иоанн Креститель) и крупный орнамент в виде виноградной лозы на полуколоннах южного рукава. Роспись основного пространства храма исполнена в XV в. и имеет характерные черты позднепалеологовской живописи: в конхе – изображение Богоматери Кипрской с фланкирующими её архангелами Михаилом и Гавриилом; в арке вимы – изображение Святого Духа в виде голубя с архангелами Уриилом и Салафиилом. Южный рукав храма первоначально был расписан в конце XV в. и целиком переписан в XVI–XVII вв. В арке вимы представлен Христос Пантократор, в конхе – Рождество Богоматери, в остальных четырёх регистрах фрагментарно сохранились композиции: Воскрешение Лазаря, Вознесение и Сошествие Святого Духа. Внизу представлена сцена коронования царя и царицы (по-видимому, заказчиков этой росписи). Завершает роспись широкая полоса орнамента. Отдельные фрагменты конца XVI в. сохранились в северном рукаве (по мнению исследователей, сорок Севастийских мучеников) и на западной стене западного рукава над порталом – Христос Пантократор, по сторонам – Благовещение. К этому же времени исследователи относят роспись портика, пристроенного к храму с западной стороны: в люнете над входом в храм – изображение великомученика Георгия на коне, а на отрезках стен с северной и южной сторон – фигуры архангела Михаила и апостола Петра. Высокий иконостас был пожертвован в XVIII в. царевичем Ираклием Георгиевичем Багратиони и Тбилисским митрополитом Досифеем (ум. в 1795 г.). В соборе покоятся святые мощи Иосифа Алавердского (память 7 марта, 15 сентября) и Кетеваны (ум. в 1624 г., память 13 сентября); здесь же погребены епископ Алавердский Иоанн, убитый лезгинами в соборе (ум. в 1480 г.), цари Кахети Александр I и сын его Георгий (ум. в 1605 г.), Теймураз I, митрополиты Алавердские Зенон (ум. в 1772 г.) и Николоз (XVIII в.), св. царевна Макрина, гимнограф Грузинской церкви (ум. в 1732 г.), и др. С середины 1980 гг. в Алавердском соборе ведутся реставрационные работы.

 
PR-CY.ru