Словарь по христианству А АВРААМИЙ

АВРААМИЙ

АВРААМИЙ (конец XIV в. – после 1448 г.) – епископ Суздальский (с 1431 г.), участник Ферраро-Флорентийского собора (1438–1445 гг.). Биографические данные о нём весьма скудные, большинство их относится ко времени его поездки на Собор в Италию. Как полагают исследователи, до епископской хиротонии он, возможно, был игуменом Евфимиева суздальского монастыря. Авраамий был единственным русским епископом, который в 1437 г. в составе русской делегации, возглавляемой митрополитом Исидором, отправился на Собор, посвящённый вопросу объединения Западной и Восточной церквей, что указывает на его близость к великому князю Василию II Васильевичу Тёмному (1415–1462 гг.). Это путешествие, пребывание делегации на Соборе и возвращение на Русь подробно описаны двумя спутниками Авраамия из его свиты: Симеоном Суздальским и безымянным клириком – автором «Хождения во Флоренцию» (1437–1440 гг.) и заметки «О Риме». В 1439 г. Авраамий поставил свою подпись под решением Собора во Флоренции, признавшего церковную унию под главенством Римского папы. По свидетельству Симеона Суздальца, Авраамий принял это решение «нужею», после того как на неделю был заточён в темницу митрополитом Исидором. Исследователи считают вероятным также, что на Суздальского епископа оказала влияние позиция большинства греческих иерархов, участвовавших в Соборе. Вернувшись на Русь в 1441 г., Авраамий отказался от своей подписи и вместе с митрополичьим дьяком Василием Карлом обличал митрополита, обвиняя его в измене православию; был участником Архиерейского собора 1441 г., осудившего унию. В декабре 1447 г. Авраамий принимал деятельное участие в составлении послания русских иерархов к галицкому удельному князю Дмитрию Шемяке с призывом прекратить усобицу и подчиниться верховной власти великого князя Василия II Тёмного (имя Авраамия в обращении и его подпись под текстом стоят на втором месте). В 1448 г. Авраамий участвовал в поставлении митрополитом всея Руси святителя Ионы. Принадлежность к окружению Авраамия Симеона Суздальца и автора «Хождения во Флоренцию» свидетельствуют, что Авраамий покровительствовал литературной деятельности и придавал ей большое значение. Перу самого Авраамия принадлежит «Исхождение... на осмый Собор с митрополитом Исидором в лето 6945», сохранившееся не менее чем в 18 списках XVI–XVIII вв., но, скорее всего, лишь частично (исследователи не исключают, что заглавие свидетельствует о выписке дошедших текстов «Из хождения»). «Исхождение» содержит описание двух флорентийских церковных мистерий: на Благовещение и на Вознесение, написанных Фео Белькари (в большинстве списков есть рассказ только об одном из двух действ). Подробное описание этих духовных драм, внимание автора не только к сюжету, но и к технической стороне представления, декорациям, костюмам, световым и шумовым эффектам свидетельствует о большом интересе Авраамия к этому почти не известному на Руси жанру церковного искусства.

 
PR-CY.ru