Словарь по христианству А АННА КОМНИНА

АННА КОМНИНА

АННА КОМНИНА (1083 – около 1153 или 1154 гг.) – дочь византийского императора Алексея I Комнина (1057–1118 гг.) и Ирины Дукены, жена кесаря Никифора Вриенния (младшего), полководца и писателя. Автор исторического сочинения о времени правления её отца, озаглавленного в его честь «Алексиада». 15 книг охватывают период с 1069 по 1118 гг. Основное внимание Анна Комнина уделяет событиям внешне- и внутриполитической жизни Византии – войнам, мятежам, перипетиям придворной жизни. «Алексиада» писалась уже после смерти Алексея I Комнина, когда, потерпев неудачу в попытке возвести на престол своего мужа Никифора Вриенния, Анна Комнина была вынуждена удалиться в монастырь и провести там оставшуюся часть жизни. В сочинении прослеживается враждебность к правившим после Алексея брату Анны Комниной Иоанну II (1118–1143 гг.) и племяннику Мануилу I (1143–1180 гг.): создавая латинский памятник отцу, она противопоставляет его героический образ недостойным потомкам. Антизападная, и антилатинская позиция писательницы, критика астрологии – всё это являлось проявлением оппозиционных настроений по отношению к Мануилу I, увлекавшемуся астрологией и приблизившему к себе иноземцев. Историческую ценность сведениям Анны Комниной придаёт живая непосредственность повествования очевидца событий, сохранившего в тексте свидетельства, почерпнутые из устных рассказов, в том числе и высших государственных чиновников, а также из документов, посланий и т.д. Это, в частности, касается событий первого Крестового похода, описание которого у неё принципиально отличается от мемуаров западных хронистов – участников похода. Если те излагали события в апологетических тонах, то Анна Комнина, давая общую оценку важнейшему моменту средневековой истории, с удивительной проницательностью показывает неоднозначность этого явления. Она выделяет среди крестоносцев, с одной стороны, простых воинов, введённых в заблуждение, с другой – рыцарей, которыми двигала только страсть к наживе (например, Боэмунд Тарентский; 1050/1058 – 1109 гг.). В отличие от западных хронистов, обвинявших Алексея I Комнина в предательстве, якобы послужившем причиной их бед, Анна Комнина ставит в вину латинянам коварство и нарушение собственных клятв, что и повлекло за собой несчастья как для крестоносцев, так и для самой Византии. Её труд содержит уникальные свидетельства о еретических движениях, церковной политике, проблемах сохранения чистоты православия в Византии XI в. Подробно описывается полемика Алексея I Комнина с павликианами в Мосинополе в декабре 1083 г., его акции по подавлению еретических движений в Филиппополе, восстание «манихея» Травла, излагаются основные моменты диспута с павликианами в Филиппополе в 1115 г., рассказывается и о казни императором богомильского лидера Василия. Анна Комнина не вникает в богословские тонкости дискуссий, для неё еретики – орудие дьявола, а борющийся с ними отец предстает тринадцатым апостолом. Её записки существенно дополняют известные материалы о выступлении Халкидонского  митрополита Льва против Алексея I Комнина, биографию философа Иоанна Итала, обвинённого в ереси. Сведения о еретиках Ниле и Влахерните читатели узнают только из мемуаров Анны Комниной. Она не раз заверяет читателей в своей верности православию, свободно цитирует Священное Писание, первопричиной всех событий считает Божью волю и Промысел. Этим воззрениям не мешает глубокое пристрастие писательницы к «эллинской мудрости», античной литературе и философии, почитание Платона и Аристотеля и использование категорий судьбы и природы в объяснении миропорядка и поступков героев. Классическое образование, проявляющееся в стиле и языке (аттикизм) писательницы, в следовании традициям древних историков, в частом и умелом цитировании классических авторов, активная позиция женщины с проницательным умом, черпавшей свои сведения «из первых рук», находясь в центре придворной политики, редкое писательское мастерство автора ставят произведение Анны Комниной в ряд лучших памятников византийской словесности.

 
PR-CY.ru