Словарь по христианству А АНАСТАСИЙ I

АНАСТАСИЙ I

АНАСТАСИЙ I (около 430 – 518 гг.) – император Восточной Римской (Византийской) империи (с 11 апреля 491 г.). Из-за разного цвета глаз (голубой и чёрный) получил прозвание Дикор (греч. – с двумя зрачками). Состоял при дворе в должности декуриона силентиариев (византийская придворная должность, носители которой были ответственны за поддержание порядка и тишины), имел репутацию честного человека и безукоризненного служащего. После смерти императора Зенона (474–491 гг.) Анастасий с одобрения синклита и народа был возведён на престол вдовствующей императрицей Ариадной, вступившей с ним в брак (20 мая 491 г.); претендовавший на престол брат Зенона Лонгин был сослан в Фиваиду. Раскол с Римом, возникший на почве неприятия на Западе «Энотикона» Зенона (482 г.), и последовавшая за этим Акакианская схизма определяли жизнь церкви в правление Анастасия I. В 488 г. он был одним из кандидатов на Антиохийский патриарший престол и даже проповедовал в соборе Святой Софии, но патриарх запретил его проповеди, подозревая Анастасия в сочувствии ереси Евтихия. При вступлении Анастасия I на престол патриарх Евфимий I (489/490 – 485/496 гг.) потребовал от него письменного исповедания веры с признанием четвёртого Вселенского собора в Халкидоне, которое тот и представил. Однако в дальнейшем Анастасий I стал придерживаться линии, заявленной в «Энотиконе»: пытался примирить монофизитов и православных, не принимая во внимание решения Халкидонского собора и утверждённых на нём определений Символов веры, что привело его к разрыву с патриархом Евфимием I, который был обвинён в несторианстве и сослан (496 г.). Новый патриарх Македоний II (495/496 – 511 гг.), принявший «Энотикон», поначалу поддержал раскол с папой Римским, но вскоре взгляды императора и патриарха резко разошлись. Если Македоний II понимал «Энотикон» с позиций умеренной православной партии, то Анастасий I имел в виду сближение с монофизитами и признание за ними главенствующего положения. В столице усилилась монофизитская партия во главе сначала с Филоксеном, а затем с Севиром, в 512 г. занявшего Антиохийскую кафедру. Под их влиянием Анастасий I окончательно перешёл на монофизитскую точку зрения в отношении Халкидонского собора, потребовав того же от патриарха Македония II. Православная партия столицы встала на защиту патриарха, и в городе начались беспорядки, направленные против императора.

 



 
PR-CY.ru