Словарь по христианству А АРНОЛЬД ИЗ ВИЛЛАНОВЫ

АРНОЛЬД ИЗ ВИЛЛАНОВЫ

АРНОЛЬД ИЗ ВИЛЛАНОВЫ (около 1240 – 1311 гг.) – богослов-спиритуал, медик. Родился в бедной семье, начальное образование получил в бесплатной доминиканской школе для бедняков. Затем учился в Монпелье и в университете Парижа, где получил степень магистра искусств. Посещал лекции на медицинском и богословском факультетах. Медицинское образование завершил в Монпелье. В 1280 г. уехал в Испанию, выучил арабский язык и завёл знакомство с арабами – философами и медиками, считал арабскую медицину «новым элементом» в науке. Благодаря распространившейся славе о его медицинских познаниях в 1285 г. стал придворным лекарем арагонского короля Педро III Великого (1239–1285 гг.), после смерти которого обосновался в Монпелье. В 1291 г. вопреки установившимся правилам Арнольд из Виллановы получил там кафедру медицины, не имея ни церковного сана, ни папского разрешения на преподавание. В это время он пишет труды по медицине, основанные на собственной врачебной практике: «Способы лечения согласно инстинктам вечно живой истины»; «Бревиарий», посвящённый терапевтической практике и сочетавший описание признаков болезней и способов их лечения; «Салернский кодекс здоровья», изложивший учение Салернской школы и советы по вопросам гигиены, режима дня и характера питания. В период пребывания в Монпелье Арнольд из Виллановы сблизился со спиритуалами и бегинами, под влиянием которых создал несколько произведений в духе апокрифических и эсхатологических идей иоахимитов (последователей Иоахима Флорского): «Католическая философия» (1302 г.) и «Наставление бегинам» (не позднее августа 1305 г.). По его словам, бегины как ученики Христовы (каковыми они себя провозглашали) должны в своей жизни следовать четырём добродетелям: совершенной бедности («ничего не иметь и не желать иметь»), полнейшему смирению, любить Бога и сохранять целомудрие. Требование вернуться к апостольской бедности было для Арнольда из Виллановы, прежде всего, средством борьбы с католической церковью, ставшей, по его терминологии, «плотской», погрязшей в пороках и лицемерии. В трактатах «О времени пришествия Антихриста» (1297 г.) и «Комментарий к Апокалипсису» (около 1300 г.) он предсказывал неизбежную гибель мира и появление антихриста, олицетворявшего для него те силы, которые противостоят католицизму. Идеи, изложенные в трактатах, дали повод обвинить его в безбожии и богохульстве как автора оскорбительных для церкви сочинений. Арнольда из Виллановы, прибывшего в Париж по настоянию короля Арагона Хайме II Справедливого (1267–1327 гг.), привлекли к судебному разбирательству, его сочинения были осуждены и преданы огню (1300 г.). С жалобой на решение суда он обратился к папе Бонифацию VIII (1294–1303 гг.) и был оправдан. В 1304 г. Арнольд из Виллановы стал личным врачом папы Бенедикта XI (1303–1304 гг.), а после его смерти – Климента V (с 1308 г.). В 1309 г. несколько парижских теологов вновь выступили против таких тезисов Арнольда из Виллановы, как предсказание неизбежной борьбы с католической церковью и последующего конца света, отрицание божественного происхождения (наития) папских булл и канонических установлений, которые Арнольд из Виллановы называл «сугубо человеческими произведениями». При поддержке папы и коронованных особ, пользовавшихся его медицинскими услугами, Арнольду из Виллановы удалось избежать обвинения. Но в 1311 г., после возвращения во Францию, его преследованием занялась инквизиция, и Арнольд из Виллановы был вынужден бежать на Сицилию. По дороге в Авиньон к больному папе Клименту V (1305–1314 гг.) он заболел и умер. После смерти Арнольда из Виллановы трибунал в Тарасконе в резкой форме осудил его учение (1316 г.). В эпоху Возрождения за ним закрепилась слава мага, прорицателя и алхимика (ему приписывалось около 30 сочинений такого рода).

 
PR-CY.ru