Словарь по христианству А АНЗЕРСКИЙ ГОЛГОФО-РАСПЯТСКИЙ МУЖСКОЙ СКИТ

АНЗЕРСКИЙ ГОЛГОФО-РАСПЯТСКИЙ МУЖСКОЙ СКИТ

АНЗЕРСКИЙ ГОЛГОФО-РАСПЯТСКИЙ МУЖСКОЙ СКИТ Соловецкого монастыря, расположен в северо-западной части Анзерского острова, одного из островов Соловецкого архипелага, в Белом море (Архангельская область). Основным источником по начальному периоду Анзерского Голгофо-Распятского скита служит Житие основателя скита преподобного Иисуса Анзерского (в мантии Иова). В миру он был духовником Петра I Алексеевича и его семьи, но был оклеветан и по царскому приказу 3 апреля 1701 г. принял постриг в Соловецком монастыре. В 1702 г. по благословению соловецкого архимандрита Фирса (Шарапова) монах Иов переселился на Анзерский остров в Свято-Троицкий скит и в 1706 г. был назначен его строителем. В 1710 г. он принял схиму с именем Иисус в честь Иисуса Навина. По преданию, 18 июня 1712 г. преподобному Иисусу в тонком сне явилась Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром Анзерским, Которая благословила подвижника основать в пяти верстах от Троицкого скита на горе новую обитель с храмом в честь Распятия Господня. Матерь Божья предсказала ему, что гора станет «второй Голгофой», где пострадают за Христа многие мученики. С этого времени началась подготовка к созданию нового скита вблизи горы Голгофы, тогда же получившей своё название. Грамотой от 15 июля 1713 г. архиепископ Холмогорский Варнава (Волатковский) благословил устройство скита, а также строительство на горе каменного храма в честь Распятия Господня и каменного храма в честь Успения Божьей Матери под горой, но из-за недостатка средств храмы возведены не были. 15 мая 1715 г. архимандритом Фирсом была освящена деревянная церковь в честь Распятия Господня с 8-гранной главой, колокольней, папертью и трапезной. В период устройства скита пожертвования в него делали император Пётр I, царевна Мария Алексеевна, царица Параскева Феодоровна (вдова царя Иоанна V Алексеевича), князь Александр Данилович Меншиков. Схимником Иисусом в скиту был введён строгий общежительный устав, предполагавший отсутствие у насельников личного имущества, общую трапезу с употреблением лишь овощей и постного масла. Помимо общего иноческого правила каждый насельник в келье читал по пять кафизм из Псалтири с 500 Иисусовыми молитвами и 300 поклонами. Женщины в скит не допускались. К 1718 г. в скиту жили 13 чел., кроме пустынников, подвизавшихся в уединённых кельях и приходивших в скит каждое воскресенье на богослужение. После кончины преподобного Иисуса (6 марта 1720 г.) в 1721 г. его ученики (за исключением иноков Геннадия и Сергия) переселились в Соловецкий монастырь и Троицкий скит. Указом Святейшего Синода от 23 июля 1723 г. Анзерский Голгофо-Распятский скит был объединён с Троицким скитом, в 1764 г. приписан к Соловецкому монастырю и с этого времени находился под управлением соловецких настоятелей. Несмотря на то что в 1768 г. указом Святейшего Синода в Анзерский Голгофо-Распятский скит была возвращена вывезённая ранее в Архангельск богослужебная утварь, в конце XVIII – начале XIX в. он находился в запустении. «Ведомость о монастырях» 1781 г. сообщает, что в скиту никто не живёт и «монашеские самые малые кельи прогнили и развалились». До 1826 г. здесь изредка подвизались соловецкие отшельники: в 1817–1819 гг. жил старец Феофан, оставивший скит после нападения разбойников. В 1768 г. Академия наук вела переговоры с Соловецким монастырём об устройстве на горе Голгофе обсерватории.

 



 
PR-CY.ru