Словарь по христианству А АЛЕКСАНДР

АЛЕКСАНДР

АЛЕКСАНДР (ум. около 337 г.) – Константинопольский архиепископ в 313/314/325 – 337 гг., святитель. Возглавлял Византийскую кафедру в годы, когда император Константин I Великий (323–337 гг.) избрал этот город местом новой столицы Римской империи. По некоторым данным, Александр управлял местной епархией с 313/314 г. Существует мнение, что он был вначале хорепископом святителя Митрофана I (306 – 313/314/325 гг.), который послал его (из-за своей старости) представителем на первый Вселенский собор в Никее в 325 г., а перед своей смертью завещал избрать на Константинопольский престол. Святитель Александр, по свидетельству историков обладавший неоспоримым моральным авторитетом среди населения Византия, стал одним из самых горячих противников распространившейся тогда арианской ереси. Перед первым Вселенским Собором он получил от Александра Александрийского (313–328 гг.) большое послание с обличениями Ария (256–336 гг.). Это послание, сохранившееся в церковной истории Феодорита, епископа Киррского (I, 4), исследователи считают очень загадочным по своему заглавию, будто бы адресованное Александру Константинопольскому. Оно носит характер оправдательный и содержит оправдание, почему Собор Александрийской церкви осудил ариан. Исследователи (в частности, Василий Васильевич Болотов) задаются вопросом: зачем Александр Александрийский обращается к Александру Константинопольскому? Думают заменить слово «Константинопольскому» словом «Византийскому»? Но почему Александр Александрийский обращает внимание на Византию, которая тогда была провинциальным городом, а её епископ был подчинён епископу Праклийскому? Ответ может быть таким. Для Александра Александрийского не было возможности адресовать послания каждому епископу, потому что на это потребовалось бы много затрат и много времени, из-за затруднительности путей. Послания были отправлены только митрополитам. Следовательно, считают исследователи, не могло быть никакого послания к Александру Византийскому. Объясняют же это недоразумение просто. Титул «Константинопольского» был внесён в заглавие после, Феодоритом Киррским или кем-то другим, а послание просто озаглавливалось: «Александр Александру». Не обозначая титула, епископ делал вид, что известно, какому Александру пишется послание. Феодорит или кто-то другой сделал ошибочную вставку. Здесь лучше подразумевать Александра, епископа Фессалоники, имевшей все шансы, которые впоследствии принадлежали Константинополю. Константин хотел сделать столицу там, устроить порт и держать флот. Фессалоника занимала более высокое положение, чем прочие митрополии. Александр Александрийский обращается к Фессалоникийскому епископу, как к человеку, близкому к императору Константину, который в то время уже был единодержавным. Путём обмена посланиями заранее определялось, кто были сторонники Александра. В таком положении было дело до вмешательства в него императора. Вначале Константин поддался влиянию восточных епископов и снисходительно отнёсся к арианам, подойдя к этому делу с чисто политической стороны. Ему казалось небезопасным, что в самой церкви возникают разномыслия. Особенно его смущала агитация в Египте, где незадолго перед тем было поднято восстание, с трудом подавленное. В конце концов, император счёл нужным предложить своё посредничество спорящим, обратившись с общим письмом к Арию и Александру Александрийскому, и рекомендовал взять пример с языческих философов, которые хотя и спорят между собой, но всё-таки уживаются мирно. Историк Созомен (около 400 – 450 гг.) рассказывает о том, как император Константин I Великий назначил публичный диспут между епископом и языческими философами, укорявшими императора в перемене религии. Александр, хотя и не был искусен в словопрениях, не мог отказать императору. Когда все собрались и один из философов начал свою речь, Александр именем Иисуса Христа запретил ему продолжать, и тот, запнувшись, не смог больше вымолвить ни слова. Когда язычник выразил знаками признание в заблуждении и убеждение в правоте христианского учения, то речь вернулась к нему, и он уверовал во Христа со многими другими философами. После освящения новой столицы святитель Александр стал первым епископом Константинополя – с 11 мая 330 г. Несколько лет спустя весьма влиятельный при дворе Евсевий Никомедийский (Константинопольский архиепископ в 339–341 гг.)  поставил перед ним выбор: либо вступить в общение с Арием, либо сложить епископский сан. Не возражая, Александр удалился в храм и провёл там много ночей в молитве. В конце концов, сам император приказал ему подчиниться уговорам Евсевия. На следующий день, в воскресенье, Арий должен был быть торжественно допущен к литургии. Святитель стал молиться ещё более ревностно, прося Бога указать ему, на чьей стороне истина. На рассвете стало известно, что Арий умер на пути в храм. Александр скончался в возрасте 98 лет, как полагают, вскоре после императора Константина (337 г.), оставив своим преемником святителя Павла (337–339, 341–342, 346–351 гг.). Об Александре Константинопольском упоминал в похвальном слове к константинопольцам уже святитель Григорий Богослов (329–389 гг.). В иконографической традиции Александр Константинопольский изображается как святитель в омофоре, с Евангелием в руках. Так он предстаёт в диаконнике церкви святой Софии в Охриде, Македония (1050 гг.); на минейной иконе на август (начало XVII в., ЦАК МДА); в настенном минологии церкви святителя Николая в Пелинове (в рост, 1717–1718 гг.). В 1892 г. в Москве была построена церковь во имя Александра, архиепископа Константинопольского, при приюте Василие-Кесарийского попечительства, сохранившаяся доныне (Бутырский вал, 26). Память о нём 30 августа.

 
PR-CY.ru