Словарь по христианству А АПЕЛЬ Карл-Отто

АПЕЛЬ Карл-Отто

АПЕЛЬ Карл-Отто (род. в 1922 г.) – немецкий философ, один из основоположников современной философии постмодернизма. Окончил Гётевский университет (Франкфурт-на-Майне), где защитил диссертацию «Существование и познание: теоретико-познавательная интерпретация философии М. Хайдеггера», а в 1972 г. стал профессором философии. Ученик немецкого культуролога и культур-социолога, одного из основоположников версии антропологии как культурной антропологии Эриха Ротхакера (1888–1965 гг.), он испытал влияние концепций американского философа и ученого, основателя прагматизма Чарльза Сандерса Пирса (1839–1914 гг.); немецкого философа-экзистенциалиста Мартина Хайдеггера (1889–1976 гг.); австрийского философа и логика, представителя аналитической философии Людвига Витгенштейна (1889–1951 гг.); немецкого философа, основоположника философской герменевтики Ханса-Георга Гадамера (1900–2002 гг.); английского философа, основоположника теории речевых актов Джона Остина (1911–1960 гг.); немецкого философа, создателя теории коммуникативного действия Юргена Хабермаса (род. в 1929 г.) и американского философа, автора понятия косвенного речевого акта Джона Роджера Сёрля (род. в 1932 г.). Основные сочинения: «Идея языка в традиции гуманизма от Данте до Вико» (1963 г.), «Трансформация философии» (1973 г.), «Идея трансцендентальной грамматики» (1974 г.), «Идейная эволюция Ч.С. Пирса: Введение в американский прагматизм» (1975 г.), «Теория языка и трансцендентальная грамматика в свете вопроса этических норм» (1976 г.), «Новые попытки объяснения и понимания» (1978 г.), «Контроверза „Объяснение–Понимание“ в свете трансцендентального прагматизма» (1979 г.) и др. Фундаментальной основой философии Апеля является презумпция «лингвистического поворота» в философии, понятого в качестве «трансформации prima philosophia в философию языка» и ориентирующего философское исследование на анализ языка как исходной реальности человеческого бытия (в этом контексте Апель солидаризируется с цитируемой им позицией Гельдерлина «мы есть, начиная с разговора»). Этот «лингвистический поворот» к анализу языка, который, по мнению Апеля, составляет средоточие философских анализов, он осуществляет в работе «Идея языка в традиции гуманизма от Данте до Вико». Согласно его определению, «философия сегодня сталкивается с проблематикой языка как основополагающей проблематикой научного образования понятий и теорий и своих собственных высказываний, а это значит – осмысленного и интерсубъективно значимого выражения познания вообще». Таким образом, философия не является более ни моделированием «бытия», «сущего» или «природы», т.е. онтологией, ни рефлексией над «сознанием» или «разумом», т.е. гносеологией, становясь отныне реакцией на «значение» или «смысл» языковых выражений («анализом языка»). В качестве основных лейтмотивов современной философии Апель выделяет следующие: 1) «первый лейтмотив обусловлен ориентацией на форму языка», 2) второй – «интуицией контекстуальности предпонимания феноменов, контекстуальности, в свою очередь, обусловленной среди прочего также и языком: ведь он позволяет оценить то искусственное и случайное, что оказывает влияние на исторически обусловленную подоснову жизненных миров». Согласно Апелю, названные лейтмотивы задают в современной философии языка новую традицию, которая по своей природе является одновременно и постметафизической, и постфеноменологической: «Оба эти лейтмотива почти полностью дискредитировали в наши дни гуссерлианскую претензию на обоснование философии в качестве строгой и беспредпосылочной науки, апеллировавшую к аподиктической очевидности усмотрения категорий или интуитивного постижения сущностей». Согласно апелевской рефлексии, разрешение сложившейся в современной философии языка ситуации может быть определено как конструирование «трансцендентальной семиотики, которая в качестве трансцендентальной прагматики языка преодолевает недостатки семантического анализа языка, благодаря чему она и включает в себя феноменологическую очевидность».

 



 
PR-CY.ru