Словарь по христианству А АНТОНИО РОССЕЛИНО

АНТОНИО РОССЕЛИНО

АНТОНИО РОССЕЛИНО (1427–1479 гг.) – итальянский скульптор, мастер ренессансного портрета, религиозной скульптуры и надгробной пластики, младший брат и ученик скульптора Бернардо Росселино, один из ведущих мастеров Флоренции второй половины XV в. Родился в Сеттиньяно (Тоскана), работал во Флоренции, Эмполи, Фаэнце, Венеции, возможно, в Неаполе. Практически везде его материалом был мрамор. Антонио Росселино был также выдающимся портретистом. Для его творчества характерно развитие светских и бытовых мотивов, что свидетельствует об изменении художественных вкусов во Флоренции в период формирования двора Медичи. Используя надгробные маски (обычный в ту пору прием), Антонио Росселино достигал особой убедительности характеров и внешнего облика своих героев (портретные бюсты: Дж. Келлини, 1456 г., Музей Виктории и Альберта, Лондон; М. Пальмьери, 1468 г., Национальный музей, Флоренция). Самой значительной работой Антонио Росселино (считающейся одним из шедевров мемориальной пластики кватроченто) является капелла и надгробие кардинала Португальского (1461–1466 гг., Флоренция, церковь Сан Миньято аль Монте). Она сочетает тонкое декоративное чувство ансамбля с яркой натурной выразительностью деталей. Молодой кардинал Хаиме Португальский, принадлежавший к королевской семье Португалии, скончался в возрасте 25 лет в 1459 г. и в завещании просил похоронить его в церкви Сан Миньято аль Монте во Флоренции. По-видимому, первоначально предполагалось поручить эту работу Дезидерио да Сеттиньято (1428–1464 гг.), которому была передана посмертная маска, снятая с лица кардинала. Однако уже в 1461 г. Антонио Росселино начал работу над монументом, подписав контракт в декабре того же года. В сентябре 1466 г. все работы в капелле были завершены, и она была освящена. Общее решение композиции монумента с надгробием в неглубокой нише с арочным завершением, по-видимому, навеяно надгробием Карло Марсуппини работы Дезидерио да Сеттиньяно (около 1455–1458 гг., Флоренция, церковь Санта Кроче), но Росселино предпочел не столь сильно акцентировать арку, чтобы подчеркнуть выразительность самого монумента. Хотя жанр монументального надгробия был достаточно широко распространен в Италии XV в., и ему отдавали дань почти все ведущие мастера этого времени, даже на фоне их творений надгробие кардинала Португальского выделяется своим гармоничным строем. Ритм арки, осененной треугольным навершием, повторяется в рисунке, объединяющем заключенную в круглое обрамление полуфигуру Мадонны с Младенцем, очертании фигур скорбящих ангелов, и очерченном плавной дугой покрова на смертном ложе. Этот ритм подчеркивает ясность и спокойствие еще не тронутого тлением молодого лица усопшего, повторяется в гирлянде, украшающей постамент. Сочетание белого каррарского и цветного мрамора придает этой гробнице особое великолепие. В конце 1470–1480-х гг. основные мотивы этого монумента были повторены в надгробии Марии Арагонской, выполненном, по-видимому, скульпторами, ранее работавшими с Антонио Росселино (Неаполь, церковь Сант Анна деи Ломбарди, капелла Пикколомини). Среди прочих произведений Антонио Росселлино – алтарь св. Себастьяна в Колледжате (соборной церкви) в Эмполи (около 1470 г.), кафедра в соборе в Прато (совместно с Мино да Фьезоле, 1473 г.), рельеф Поклонение пастухов в церкви Сант Анна деи Ломбарди в Неаполе (около 1470–1475 гг.). С его именем связывают также целый ряд мраморных и терракотовых рельефов с изображением Богоматери с Младенцем (в том числе мраморный рельеф из собрания петербургского Эрмитажа).

 
PR-CY.ru