Словарь по христианству А АНАТОЛИЙ

АНАТОЛИЙ

АНАТОЛИЙ – константинопольский патриарх (конец IV в. – 458 г.), святитель. Родился в Александрии и здесь же получил образование. Был рукоположен в диакона Кириллом Александрийским. В 431 г. участвовал в III Вселенском соборе в Эфесе. В конце 440-х гг. был апокрисиарием Александрийского патриарха в Константинополе (апокрисиарий – полномочный представитель архиерея или настоятеля монастыря при высших гражданских или церковных учреждениях, в том числе при императорском дворе). После низложения на «разбойничьем» Эфесском соборе 449 г. Флавиана при выборах нового константинопольского патриарха возникли разногласия. Было принято решение избрать иногороднего кандидата, и выбор пал на Анатолия. Склонявшийся к монофизитству Александрийский патриарх Диоскор I (444–451 гг.), надеясь, что Анатолий будет ему повиноваться, лично прибыл в Царьград и совершил рукоположение. Так в ноябре 449 г. Анатолий взошел на патриаршую кафедру Константинополя. Однако новый патриарх обманул надежды монофизитов и остался верен православию. В 450 г. он подписал Томос Римского святителя Льва I Великого (440–461 гг.), где излагалось учение о двух природах во Христе. В 451 г. был созван IV Вселенский собор в Халкидоне, в работе которого патриарх Анатолий принял деятельное участие. В 458 г. под его председательством в Константинополе прошел Поместный собор, который подтвердил решения, принятые в Халкидоне, и признал незаконным поставление монофизитского Александрийского патриарха Тимофея II Элура (457–460 гг.). С именем патриарха Анатолия связано усиление авторитета Константинопольской кафедры. Уже в 449 г. он вмешался в дела Никейской епархии, обвинив местного митрополита в неканоническом и жестоком обращении с клириками. В том же году, на Поместном соборе в Константинополе был низложен Тирский епископ Фотий, и город Тир был включен в состав Бейрутской епархии. Во время Халкидонского собора патриарх Анатолий добился принятия 28-го правила, согласно которому Константинопольская кафедра стала равночестной Римской и закрепила за собой ряд преимуществ. Патриарх Анатолий способствовал строительству новых церквей в столице, а также перенесению сюда мощей мучеников. В 450 г. состоялось перенесение в Константинополь из Иерусалима ризы и пояса Богоматери, в храм Пресвятой Богородицы Халкопратийской. В том же году патриарх восстановил храм Богоматери Влахернской. С помощью императрицы Пульхерии он выстроил в 452 г. храм в честь 40 мучеников Севастийских, перенеся в него мощи из храма св. Фирса. В 456 г. патриарх выстроил храм св. Фомы. В 458 г. по его повелению состоялось перенесение мощей мученицы Анастасии Узорешительницы из Сирмия в посвященный ей столичный храм. 7 февраля 457 г. Анатолий венчал на царство императора Льва I Великого (Макелла), что стало, вероятно, первым случаем коронации императора константинопольским патриархом. Сохранилось его пространное житие, написанное неизвестным автором ранее X в., и краткое житие в составе Императорского Минология 1034–1041 гг. Анатолию приписывалось авторство ряда стихир. Скончался он 3 июля 458 г. в Константинополе. Память 3 июля. Изображение патриарха Анатолия как святителя, в фелони, с омофором, с Евангелием в руках, имеется на фреске диаконника церкви Святой Софии в Охриде (Греция), и относится к 1050-м гг. Полуфигурный образ святителя 1317–1318 гг. представлен в настенной минологии в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (Македония). Изображение его в рост от 1717–1718 гг. имеется в церкви святителя Николая в Пелиново. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, начала XVIII в., описывает святителя как старца с округлой бородой, со свитком с надписью: «Царство Твое, Христе Боже, царство» – и предлагает помещать его образ в композиции IV Вселенского собора (451 г.) рядом с изображением императора Маркиана (450–457 гг.).

 
PR-CY.ru