Словарь по христианству А АФОНСКИЙ СВЯТО-ПАНТЕЛЕЙМОНОВ МОНАСТЫРЬ

АФОНСКИЙ СВЯТО-ПАНТЕЛЕЙМОНОВ МОНАСТЫРЬ

АФОНСКИЙ СВЯТО-ПАНТЕЛЕЙМОНОВ МОНАСТЫРЬ находится в юго-западной части Афона, между портом Дафнии и монастырем Ксенофонта. Построенный недалеко от берега живописной бухты, он имеет поистине величественный вид. Небольшой пирс, уходящий в море, позволяет причалить к монастырю судам практически любого размера. Многоэтажные здания вокруг монастыря, несмотря на то, что некоторые из них заброшены, подчеркивают благородство и величие русской души. История русской обители связана с тремя центрами: монастырем «Пресвятой Богородицы Ксилургу», монастырем «Фессалоникийца» и, наконец, с монастырем «Св. Пантелеймона». Согласно старому русскому преданию, монастырь был основан князем Владимиром после принятия христианства на Руси (998 г.). После векового пребывания в монастыре Пресвятой Богородицы Ксилургу русские монахи перешли в монастырь «Фессалоникийца», что на старой дороге, соединяющий Карьес с нынешним монастырем. Перенос обители на новое место, очевидно, был связан с возрастающей численностью монашеской братии: в это время на Афон прибывают десятки монахов из России. Этот факт вынудил в 1169 г. игумена монастыря Лаврентия обратиться с просьбой о содействии в Священный Кинот. Руководящий орган Афона после долгих заседаний постановил перенести русскую обитель в монастырь «Фессалоникийца», который к тому времени оказался брошенным греческими монахами. Одновременно русским инокам выделялись и кельи в столице Афона – Карьес. Что же касается прежнего места нахождения монастыря (Ксилургу), то оно не осталось заброшенным, там был построен скит, посвященный Пресвятой Богородице. Первая обитель была посвящена Пресвятой Богородице, а монастырь «Фессалоникийца» – Св. Пантелеймону. На новом месте, на прекрасной возвышенности, в окружении девственной природы, братство русского монастыря находилось 700 лет. История русского монастыря, как и всех других монастырей Афона, связана с постоянной борьбой монахов против иноземных захватчиков. Ситуация осложнялась тяжелым материальным положением монастыря и постоянной грозой афонских монастырей – пожарами. Именно из-за сильного пожара в XIII в., который уничтожил не только имущество, но и все документы, о раннем периоде деятельности монастыря сохранилось мало сведений. Монастырские акты более позднего времени свидетельствуют о том, что обители удалось залечить свои раны только благодаря византийскому императору Андроннику II Палеологу. Специальной золотой буллой он подтвердил права монастыря, выделил на его нужды большую материальную помощь и закрепил за ним старые и новые владения. В XIII в. связи монастыря с Русью, страдающей от монголо-татарского нашествия, надолго прервались. Временами сюда удавалось вывозить, спасая от уничтожения, драгоценные реликвии русской культуры: иконы, рукописи, церковную утварь. На Афон бежали русские крестьяне, спасаясь от помещичьего гнета: это было своего рода казачество, переодетое в монашеское одеяние. Засучив рукава подрясников, они возводили бревенчатые кельи, строили из камня скиты, соборы и монастырские стены, разбивали сады и разводили на привезенной в мешках из России земле огороды. В это время монашеское братство монастыря из России не пополнялось и большей частью состояло из греков, что подтверждается монастырскими актами XIV–XV вв., на которых игумен монастыря все время расписывается по-гречески.

 



 
PR-CY.ru