Словарь по христианству А АФАНАСИЙ, Филиппович

АФАНАСИЙ, Филиппович

АФАНАСИЙ, Филиппович (около 1597–1648 гг.) – преподобный, Брестский игумен, известный белорусский общественный, политический и церковный деятель, по происхождению белорус. Память 5 сентября, 20 июля (обретение мощей) в Соборе Белорусских святых. Родился в благочестивой белорусской христианской семье Филипповичей, получил серьезное образование, знал богословскую и историческую литературу, о чем свидетельствует его сохранившийся дневник. В молодые годы Афанасий некоторое время был учителем в домах польских шляхтичей, но в 1620 г. Филипповича, положительно зарекомендовавшего себя богатыми знаниями, благонравием и бесспорном педагогическим талантом, пригласил гетман Лев Сапега, канцлер Великого княжества Литовского. Гетман поручил ему воспитание некоего «Дмитровича», представленного Афанасию русским царевичем Иоанном – якобы племянником умершего в 1598 г. Феодора Иоанновича, внуком Иоанна IV Грозного от его младшего сына Димитрия, под именем которого в 1604–1612 гг. выступало несколько самозванцев. Одним из таких «претендентов» и был представлен отец ученика Афанасия, которого поляки готовили на российский престол: Димитрий-Михаил Луба, убитый в Москве во время мятежа против ополчения Лжедмитрия I. Жена Михаила Лубы – Мария умерла в заключении, а малолетнего сына взял некто Войцех Белинский, который привез дитя в Польшу и выдавал за сына Димитрия и Марины Мнишек, на самом деле повешенного. Обо всем этом было объявлено на сейме перед королем, поручившим воспитание Ивана Димитриевича Льву Сапеге. Тот назначил содержание «царевичу» в шесть тысяч злотых в год из доходов Бреста и Брестского повета. Семь лет служил Афанасий «инспектором» лжецаревича, приходя постепенно к уверенности, что этот «некий царевич московский», «некий Луба», «и сам о себе не знающий, что он такое», является очередным самозванцем. Эта уверенность с течением времени усиливалась, особенно когда содержание Лубы уменьшилось до сотни злотых в год, а у самого гетмана Сапеги как-то вырвалось: «Кто его знает, кто он есть!» Став невольным соучастником политической интриги против Московского государя Михаила Федоровича Романова, Филиппович в 1627 г. оставил двор канцлера. В том же 1627 г. он принял постриг от игумена Иосифа (Бобриковича) в Виленском монастыре Святого Духа. В скором времени по его благословению Афанасий прошел послушание в Кутеинском монастыре под Оршей, а затем – в Межигорской обители под Киевом. В 1632 г. инок Афанасий был рукоположен во иероманаха и назначен наместником Дубойнской (Дубовской) обители под Пинском. В 1636 г. ярый сторонник католического прозелитизма Альбрехт Радзивилл, нарушая изданные королем Владиславом IV «Статьи успокоения», силой изгнал из Дубойнского монастыря православных насельников, чтобы передать обитель иезуитам, которые незадолго до того стараниями того же Альбрехта обосновались в Пинске. Афанасий, будучи не в силах противостоять магнату и удержать монастырь, составил жалобу с повествованием об учиненном беззаконии, но этот письменный протест, подписанный множеством православных, не принес положительных результатов. Изгнанный из святой обители, Афанасий (Филиппович) пришел в Купятицкий монастырь к игумену Илариону (Денисовичу). Существует предание что сюда его направила явившаяся ему во сне Богоматерь: словно сойдя с Оршанской иконы Божией Матери, Она предсказала ему мученическую кончину, утешила и указала подвизаться в Купятицком монастыре. С 1640 по  1648 гг. святой Афанасий исполнял послушание игумена Брестского Симоновского монастыря. Он выступал против унии с Римом, отстаивая права Брестского православного братства и стараясь юридически их оформить.

 



 
PR-CY.ru