АРХИДИАКОН

АРХИДИАКОН – старший иеродиакон, главный диакон в монашествующем духовенстве церкви, буквально глава диаконов. Состоял при кафедральном соборе правящего епископа. Зарождение этой должности относится к раннему времени. Афанасия Великого называли «вождем сонма диаконов» («Церковная история» Феодорита). Впервые этот титул присвоили первому диакону епископской церкви: при епископах, занимавших видное положение, выдвигались диаконы как ближайшие исполнители их воли. Для этого требовались люди энергичные и умные. Случалось, что такой диакон фактически стоял даже выше пресвитеров. Так, Константинопольский патриарх Анатолий (середина V в.) своего архидиакона Аэция возвел в пресвитеры. Архидиакон заботился о подготовке низших клириков, надзирал за диаконами, заведовал благотворительными делами епископии и т.д. На Востоке развитие архидиаконата пресекалось, поскольку здесь не было слишком больших епархий, не было перегруженности иерархов делами. Архидиаконат продолжал существовать только в Константинополе, да и то, скорее, при дворе императора, чем патриарха. После падения Константинополя патриарх, ставший главой народа, удерживал, как наследник василевса, и должность архидиакона. Иную историю архидиаконат имел на Западе. В V в. архидиаконы здесь стали занимать должности викариев (как в епархии, так и на церковных соборах), возвысившись над пресвитерами. В католической церкви они являлись признанными настоятелями в церковных делах (ecclesiasticis negotiis praepositi). С VI в. их положение быстро поднимается: в их функции входил надзор за духовенством, монастырями и их земельными владениями, судебные разбирательства дел церкви, включая случаи ересей. Получая дисциплинарную власть над пресвитерами, архидиаконы становятся выше даже архипресвитеров. До IX в. архидиаконы оставались лишь помощниками епископов, однако после разделения епархий на округа и архидиаконства в их руках оказалась сосредоточена власть, не уступавшая епископской. Поэтому при епископе был сначала одни архидиакон, но в последней четверти VIII в. епископ Страсбургский разделил свою епархию на семь архидиаконатов. Большинство других епископов, епархии которых были огромными, последовали его примеру. Этим архидиаконам были подчинены деканы или архипресвитеры. Вскоре они стали получать сан пресвитера. В XI и XII вв. архидиаконы стали самыми могущественными прелатами церкви, их влияние достигает высшего предела. Бывшие раньше представителями епископа, они теперь получили собственную юрисдикцию. С XII в. архидиаконы иногда заводят викариев и чиновников: так много у них дел. Вследствие этого быстро начались злоупотребления. В частности, место архидиакона стали охотно брать вельможи без принятия сана. Такие случаи отмечает еще Карл Великий. Соборы XII и XIII вв. начинают борьбу со злоупотреблениями: архидиаконы ограничены в праве назначать себе помощников, на их решения можно было апеллировать к генерал-викариям. Ограничения коснулись также права визитации и пр. Тридентский собор (середина XVI в.) подтвердил, что матримониальные и криминальные дела разбираются только епископом. Собор лишил архидиаконов также права отлучения от церкви и сохранил за ними только право визитации. Постепенно и сама должность архидиакона начинает выходить из моды. Во многих местах это случилось еще до Тридентского собора, а в других местах в XVII и XVIII вв. архидиаконы уцелели только при кафедральных соборах, но и здесь они потеряли былые права. Более устойчивым учреждение архидиаконства оказалось в Англии, где они до сих пор являются заместителями епископов, осуществляя надзор за епархиями. У протестантов этот титул носят вторые священники при главных церквах в мегаполисах. В России архидиаконат не был особенно распространен, действовал в отдельных соборах и больших монастырях, где архидиакон был помощником епископа при богослужении. См. также Христианская иерархия.

 
PR-CY.ru