Словарь по христианству А АРСЕНИЙ АВТОРИАН

АРСЕНИЙ АВТОРИАН

АРСЕНИЙ АВТОРИАН – константинопольский патриарх с ноября 1254 г. по февраль или март 1260 г.; с июня 1261 г. по 1265 г. Происходил из знатной константинопольской семьи (отец в конце жизни принял монашество с именем Арсений). Сын последовал его примеру и постригся с именем Геннадий, а после смерти отца взял его монашеское имя. Сначала Арсений Авториан подвизался в монастыре на горе Оксия в Вифинии, затем переселился в обитель близ Аполлониадского озера. Он участвовал в посольстве, которое было отправлено в 1253 г. императором Иоанном III Дукой (Ватацем) в Рим для переговоров по вопросу объединения церквей. В ноябре 1254 г. по настоянию Никейского императора Феодора II Дуки Ласкариса (1255–1258 гг.) Арсений Авториан был избран патриархом, хотя наиболее вероятным кандидатом считался Никифор Влемид, славившийся ученостью и непреклонностью перед сильными мира сего. Первые годы правления были спокойными, но после смерти императора Феодора II начались смуты, связанные с отстранением от власти его малолетнего сына Иоанна IV Дуки Ласкариса (1258–1259 гг., изгнанного в 1260 г.). Патриарх вместе с Георгием Музалоном был назначен опекуном Иоанна IV, но Михаил Палеолог, распоряжавшийся государственным имуществом, присвоил себе полномочия регента, торжественно обещав отказаться от власти после достижения Иоанном совершеннолетия. Однако в январе 1260 г. Михаил VIII Палеолог (1259–1282 гг.) венчался на царство и заключил под стражу законного наследника. Все, чего мог добиться патриарх, было сохранение жизни Иоанну IV. Вскоре Михаил VIII потребовал от Арсения Авториана добровольного отречения от патриаршего престола. Тот отказался и был изгнан с патриаршего престола (в феврале–марте 1260 г.). На его место возвели Никифора II (1260–1261 гг.), бывшего Эфесского митрополита. Эти события вызвали церковный раскол. Однако после смерти Никифора II император Михаил VIII примирился с Арсением Авторианом и в июне 1261 г. возвратил его на патриарший престол. После освобождения Константинополя и восстановления Византийской империи  Арсений Авториан торжественно венчал Михаила VIII на царство (в сентябре 1261 г.). Но когда на праздник Рождества Христова (25 декабря 1261 г.) по приказанию Михаила VIII был ослеплен 9-летний Иоанн IV, патриарх отлучил императора от церкви. После этого император созвал собор архиереев для суда над Арсением Авторианом по надуманным обвинениям (в том числе в связях с иконийским султаном Кылыч-Арсланом II). Патриарх был смещен и сослан на о-в Проконис (весной–летом 1265 г.), где умер в 1267 г. На его стороне выступил ряд иерархов: Алексий Евхаитский, Феодор Ираклийский, Константин Неокесарийский. Неприятие сторонниками Арсения Авториана его изгнания вызвало длительный (до 1312 г.) церковный раскол, получивший название «арсенитского». В 1284 г. сын Михаила VIII император Андроник II Палеолог (1282–1328 гг.) позволил перенести мощи Арсения Авториана из Прокониса в Константинополь, в храм Св. Софии. Почитание Арсения Авториана как святителя началось, видимо, сразу после его смерти, была даже составлена служба, однако его память не была внесена в календари и в настоящее время не отмечается православными церквами. Гробница Арсения Авториана привлекала особое внимание русских паломников: о его нетленных и прославившихся многочисленными исцелениями мощах говорится в анонимном хождении в Царьград конца XIII – начала XIV вв., в паломничествах Стефана Новогородца (1348–1349 гг.), Игнатия Смольнянина (1389–1393 гг.), диакона Троице-Сергиева монастыря Зосимы (1419–1420 гг.). Из произведений, приписываемых Арсению Авториану, ему бесспорно принадлежит только «Завещание», в котором он излагает свою биографию и предает анафеме Михаила VIII и его сторонников. Стихи на Светлое Христово Воскресение и канон на елеосвящение, надписанные именем Арсения, скорее всего, являются творениями Керкирского архиепископа Арсения.

 
PR-CY.ru