Словарь по христианству А АНТРОПОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНАЯ

АНТРОПОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНАЯ

АНТРОПОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНАЯ – представления о человеке в его отношении к Богу (богам, божеству), священному в этнических и мировых религиях; а также – раздел или дисциплина богословия и философии, учение о сущности, происхождении и назначении человека, основанное на священных текстах и вероучительной традиции. Слово «антропология» в значении «учение о человеке» впервые появляется в немецкой философии XVI в., но человековедение присутствует во всей истории религии и философии. Религиозная антропология – это специфический способ самосознания человека. Ее специфика состоит в том, что сущность, существование, природа, назначение человека понимаются исходя из признания высшего первоначала (духов, богов, божества или единого личного Бога) и его особых взаимоотношений с человеком. Религиозная антропология утверждает решающую роль такого начала в происхождении человеческого рода и каждого индивида, в понимании сущности человека. Она выделяет в природе человека особую соотносящуюся с высшим началом инстанцию или даже видит эту природу двойственной (душа и тело), тройственной (тело, душа и дух) и т.п. Религиозная антропология оценивает существование человека в свете особого, установленного высшим началом назначения человека, говорит о продолжении существования после смерти и усматривает призвание человека в воссоединении с первоначалом. Представление о человеке как божественной, космической сущности, превосходящей пределы индивидуального существования, присутствуют в мифе о первочеловеке, его смерти или творческом умерщвлении. Подобные мифы присутствуют практически у всех народов. В античной философии человек понимался как разумное существо, способное ставить и осуществлять свои цели, обретать смысл существования в реализации своего назначения. В Библии проблема сущности человека ставится в неразрывной связи с его отношением к личному Богу: «Что есть человек, что ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8:5; Иов. 14:1–3). В Коране человек понимается как «наместник» Бога на земле (2:28), одаренный высшими знаниями (2:29–32). В Средние века разрабатывалась христианская, иудейская и мусульманская теологическая антропология. В Новое время протестантская и католическая богословская и философская антропология испытывают воздействие социальных преобразований, научно-технического прогресса, секуляризации, дискуссии с иррелигиозной философией. Христианская антропология оказывает возрастающее влияние на философские и религиозные учения о человеке в иудаизме, исламе, индуизме, буддизме, синтоизме и других религиях. В свою очередь, в XX – начале XXI в. религиозная антропология испытывает влияние восточных учений о человеке.

 
PR-CY.ru