АНТРОПОДИЦЕЯ

АНТРОПОДИЦЕЯ – оправдание человека; термин, созданный по аналогии с термином «теодицея». В самом широком смысле антроподицея – это обозначение теологической и религиозно-философской проблемы, возникающей в связи с разрешением противоречия между идеей богоустановленности миропорядка и наличием в нем зла путем перенесения ответственности за дисгармонию на человека. Теодицея (богооправдание) неизбежно ставит проблему антроподицеи, т.к. человек оказывается свободным лишь в доисторическом акте выбора между добром и злом. Разрешение этой проблемы предстает как аспект философской и теологической антропологии, тип теологического и философского антропоцентризма. Антроподицея в христианстве соотносится с учением о грехопадении человека и о вочеловечивании Бога ради искупления и прославления человека. Созданный по образу Божию, человек вышел добрым из рук Творца и был предназначен к обожению по благодати. Но, поддавшись искушению дьявола, он согрешил, что повело к глубокому повреждению его природы, к смерти, болезням, тяжелому труду и другим несчастьям. Воля человека оказывается склонной ко злу, он обнаруживает в себе борьбу духа и плоти (Рим. 7:14–25). Из представления об отпадении человека от богообщения выводится и социальное отчуждение. Именно в смысле отчуждения от жизни Бога используется в Новом Завете слово «отчуждение» (Еф. 4:18), которое у Аристотеля применялось для обозначения лишения индивида общения и правовой защиты со стороны полиса. После спасительного подвига Иисуса Христа человек способен стать новым человеком. Согласно П.А. Флоренскому, антроподицея (нисхождение Бога к человеку) сопряжена с «феодицеей» (восхождением человека к Богу), а человеческая деятельность, энергия является необходимым условием для восприятия благодати. Подобные концепции обсуждаются и в католической теологии. Например, в работах В. Керна, который усматривает в боговоплощении и подвиге Христа решение проблемы не только антропопдицеи, но и космодицеи. Неотъемлемая от христианской антропологии антроподицея предстает как попытка гармонизировать природу и судьбу человека, разрешить противоречие его сущности и существования. Антроподицеей называют также философию, ставящую человека на место Бога, усматривающую в человеке средоточие бытия. В таком значении данный термин употребил французский философ П. Фолки, согласно которому современная философия обращает главное внимание на человеческую деятельность. В этом случае антроподицея предстает как тип философии истории Нового времени. Х. Блюменберг усматривает в ней самоотождествление человека с целостным порядком космоса, поясняя, что в древности и в Средневековье вина за зло в мире ложилась то на Бога, то на человека, который объявлялся виновным в возникновении мирового зла в результате своего акта непослушания Богу. В Новое время, согласно Блюменбергу, эта проблема ставится иначе. Человек встречается в окружающей действительности со всецело подчиненным ему бытием, интересуется не столько своей метафизической ответственностью за возникновение мирового зла в прошлом, сколько берет на себя ответственность за будущее всемирной истории. Человек стремится создать в осознаваемой им реальности новую действительность, в которой он может достичь наиболее полного своего осуществления и свободы. В этой связи некоторые историки философии говорят не только о проблеме антроподицеи у К. Маркса, но и о марксизме как разновидности антроподицеи.

 
PR-CY.ru