Словарь по христианству А АНАСТАСИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ

АНАСТАСИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ

АНАСТАСИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ (817–879 гг.) – библиотекарь Римской церкви, советник пап Николая I Великим (858–867 гг.), Адриана II (867–872 гг.), Иоанна VIII (872–882 гг.), церковный деятель и писатель; антипапа (август–сентябрь 855 г.). Воспитывался греческими монахами и приобрел редкое в то время на Западе знание греческого языка. Благодаря знанию греческого языка он и получил влиятельный пост библиотекаря Римской курии и находился в этой должности в период понтификата Адриана II и Иоанна VIII. Участвовал в работе Константинопольского собора (869–870 гг.), документы которого перевел по просьбе Адриана II на латынь в 872 г.; двумя годами позже перевел также документы Второго Никейского собора (787 г.). В 847 г. назначен папой Львом IV (847–855 г.) кардиналом-пресвитером церкви Св. Марцелла, но был отлучен от церкви римским синодом в 853 г. за содействие императору Франции Людовику II Косноязычному (877–879 гг.) в его политических делах. Это было время заката династии Каролингов со всеми присущими такому времени дворцовыми переворотами и скандалами. В один из них оказался замешанным и Анастасий. Папа Адриан II до принятия сана был женат и имел детей. В 868 г. близкий родственник Анастасия силой похитил уже помолвленную дочь Адриана и во время последовавших осложнений по наущению Анастасия убил ее вместе с матерью. Вынужденный оставить Рим, Анастасий, однако, нашел средство помириться с папой и даже войти у него в милость: в нем явно нуждались. В 869 г. Анастасий присутствовал на Константинопольском соборе, где оказал папе важные услуги, за что папа Иоанн VIII снова назначает его библиотекарем. После смерти папы Льва IV и избрания его преемником Бенедикта III (855–858 гг.) он объявил себя папой Анастасием III, однако вскоре признал свое поражение и раскаялся. Бенедикт III отменил отлучение, а его преемник Николай I назначил Анастасия настоятелем монастыря Пресвятой Девы Марии близ устья Тибра. Анастасий оставил богатое литературное наследство. Во всех его трудах заметна тенденция поднять папство, оправдать его стремления, укрепить его позицию. С его именем раньше связывался знаменитый сборник житий пап – «Liber Pontificalis». Позже данный взгляд был пересмотрен, и собственно Анастасию приписывается только «Vita Nicolai»; но ему, несомненно, в этом принадлежит роль редактора. Наиболее значительными его сочинениями являются «Трехчастная хронография» и «Страсти Дионисия Ареопагита». В «Трехчастную хронографию» вошли хронография патриарха Никифора, Георгия Синкела и Феофана в извлечении. Источниками для его работ послужили сочинения византийских авторов. Летопись Феофана (единственный и незаменимый источник по истории Византии этой эпохи) содержит много интерполяций, но перевод Анастасия имеет огромное значение для критики текста этой драгоценной хронографии. Время, в которое жил Анастасий, была также эпохой разделения восточной и западной церквей. Патриарх Фотий наносил Риму жестокие удары. Одним из них был собор 867 г., но в 869 г. многое изменилось. Константинопольский собор 869 г., признаваемый на Западе Восьмым Вселенским, имел большое значение для пап. В 867 г. Фотий демонстративно подтвердил Седьмой Вселенский собор, если не отвергнутый, то пренебрегаемый Римом. Определения этого собора были приняты веросознанием всей церкви – и Анастасий переводит его акты на латинский язык. Но даже в его мелких переводах сквозит тенденциозность Анастасия. Например, в спорах между Востоком и Западом часто упоминалось имя папы Гонория – монофелита, возбуждавшее неприятные воспоминания. Поэтому Анастасий переводит извлечения из писем Максима Исповедника в пользу Гонория. Даже в выборе для перевода житий видна та же цель. Некоторые исследователи отрицают идентификацию Анастасия Библиотекаря с Анастасием-антипапой.

 
PR-CY.ru