АРКУДИЙ Пётр

АРКУДИЙ Пётр (около 1563 – 1633 гг.) – униат, богослов, участник унийного Брестского собора 1596 г. (см. Брестские соборы). В 1578 г. поступил в греческую коллегию святого Афанасия в Риме, основанную годом раньше, во время учёбы был рукоположён во священника, в 1591 г. первым из выпускников коллегии получил учёную степень доктора. В том же году папа Григорий XIV по просьбе католического Луцкого епископа Бернарда Мацеёвского, одного из главных организаторов Брестской унии, направил Петра Аркудия в Луцк, где тот совершал богослужения по византийскому обряду, для того чтобы убедить православных, что соединение церквей не нанесёт ущерба их вере. Тогда же состоялась встреча Петра Аркудия с православными епископами Луцким Кириллом (Терлецким) и Владимиро-Волынским Ипатием Поцеем (Тышковичем). Весной 1594 г. Пётр Аркудий вернулся в Рим, собираясь затем проповедовать унию на греческих островах, но остался в Риме, в 1593–1596 гг. был священником коллегии святого Афанасия. В 1595 г. Кирилл (Терлецкий) и Ипатий (Поцей) привезли в Рим послание западнорусских епископов папе Клименту VIII, подписанное кроме них Киевским митрополитом Михаилом (Рогозой) и другими епископами, в котором содержалось согласие на заключение унии между Западнорусской митрополией и католической церковью. После издания 21 января 1596 г. постановления папы о присоединении Западнорусской митрополии к Римско-католической церкви Пётр Аркудий вместе с Ипатием (Поцеем) и Кириллом (Терлецким) вернулся в Речь Посполиту. Там Пётр Аркудий преподавал в школе в Бресте, которая стала первым униатским училищем в Западной Руси, участвовал в деятельности по распространению унии среди духовенства и паствы Владимиро-Волынской епархии, а также в подготовке и проведении унийного Брестского собора. События 1596 г. были подробно описаны Петром Аркудием в донесениях генералу Ордена иезуитов Клавдио Аквавиве. В 1597 г. Пётр Аркудий был переводчиком на процессе экзарха Константинопольского патриарха Никифора. С помощью Ипатия (Поцея) Пётр Аркудий основал в 1601 г. семинарию в Вильне, издавал книги в защиту унии, в частности, помогал Ипатию (Поцею) в написании книги «Антиррисис» (издана в 1589–1600 гг. на латинском, русском и польском языках). В 1600–1601 гг. Пётр Аркудий был одним из членов посольства, направленного в Москву для переговоров о продлении перемирия между Россией и Речью Посполитой. Польско-литовские послы представили проект более тесного союза между двумя государствами, предполагавшего возможность унии церквей, для чего в состав посольства было включено несколько духовных лиц, в том числе Пётр Аркудий. В октябре 1603 г. Пётр Аркудий приехал в Рим, чтобы добиться от папы поддержки Виленской семинарии, и уехал в Речь Посполиту лишь в начале 1605 г. В 1613 г., после смерти Ипатия (Поцея), Пётр Аркудий окончательно вернулся в Рим. Был цензором, в качестве богослова принимал участие в заседаниях конгрегации «Propaganda fide», основанной в 1622 г. (см. Римская курия). Похоронен в Риме в храме святого Афанасия при греческой коллегии, туда же передана его библиотека. Самым значительным сочинением Петра Аркудия, над которым он трудился больше двадцати лет, исследователи называют «Libri VII de concordia Ecclesiae Occidentalis et Orientalis in septem sacramentorum administratione» («Семь книг о согласии Восточной и Западной Церквей в совершении семи таинств»). Пётр Аркудий также издал ряд греческих и латинских трактатов, где обосновывал католический догмат об исхождении Святого Духа, писал трактаты о чистилище, перевёл с греческого языка на латинский язык «Минологий» Василия II и написал похвалу папе Григорию XIII. Утраченными исследователи считают сочинение «Historia de Ruthenorum cum Romana Sede unione» («Историю об унии русских с Римским престолом») и «Summa doctrinae christianae» («Сумму христианского вероучения»).

 
PR-CY.ru