АГАПЫ, агапэ

АГАПЫ, агапэ – братские «вечери любви» у первых христиан, которые легли в основу раннехристианской литургии. В первые времена христианства таинство евхаристии совершалось не во время дневного богослужения, а отдельно и (в подражание Тайной вечери Иисуса Христа) вечером и соединялось с общей вечерею (ужином). Таким образом, подобные собрания христиан представляли двоякое общение: с Господом и братское друг с другом, и назывались «вечеря Господня» и «вечеря любви». Каждый из участников агапэ приносил с собой хлеб и вино (неимущие несли воду) для совместной торжественной трапезы, когда вспоминали Тайную вечерю Иисуса Христа и Его учеников и произносили благодарственные молитвы, посвященные искупительному служению Спасителя. Однако происхождение агапэ связано не только с Тайной вечерей. Еще у предновозаветных иудеев существовала традиция молитвенных трапез вне Иерусалимского храма с обязательным чтением Библии и беседами о вере. Основной частью трапезы было благословение хлеба и вина и молитва благодарения. Сначала агапэ были высшим выражением настроения первенствующих христиан, живших в ожидании близкого пришествия Христа. Это настроение создавало «у множества верующих одно сердце и одну душу» (Деян. 4: 32). Они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. «Преломление хлеба» означает как агапэ, так и евхаристию: она соединялась с агапэ и придавала им богослужебный характер. Приподнятое настроение ранних христиан, однако, мало-помалу опускалось. Это влияло на агапэ: стали появляться беспорядки уже при Павле, о чем свидетельствует 11-я глава I-го послания к Коринфянам. Эти беспорядки, постоянно усиливаясь, привели к постепенному отделению от агапэ евхаристии; они теряют прежнее значение и получают благотворительный характер. Постепенно начинают усиливаться голоса, считающие агапэ излишними. Так, Григорий Богослов уже боится «обращения места воздержания в место обжорства»; Иоанну Златоусту они видятся как возможность «удовольствию разлиться в грех»; Августин Блаженный называет агапэ «развратными и расточительными собраниями». Лаодикийский собор (около 363 г.) постановил: «Не должно в местах Господних или в церквах устраивать так называемые агапэ», Трулльский собор (конец VII в.) повторил это запрещение. Однако агапэ не исчезли совсем. Следы их влияния сохранились в современной литургии (молитва о «плодоносящих»), в благословении хлебов, в обычае пасхального артоса, поминальных трапез и пр. В Абиссинии у коптов-христиан в день причащения совершались общественные трапезы, напоминающие агапэ.

 
PR-CY.ru