Словарь по христианству А АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН, Аверкий Иванович

АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН, Аверкий Иванович

АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН, Аверкий Иванович – известный деятель Смутного времени. Родился (по семейным преданиям) в середине XVI в. в селе Протасьеве (близ Ростова), в дворянской семье; умер иноком в Соловецком монастыре 13 сентября 1626 г. Поступил на службу еще при Иване Грозном; в 1588 г. подвергся опале, причины которой остаются невыясненными. Вскоре и, по-видимому, добровольно постригся в монахи; место его пострижения в точности не известно (или Соловки, или Троицкая лавра). В 1594 г. назначен управляющим Свияжским Богородичным монастырем, приписным к лавре, откуда при царе Борисе был вызван в Троицкую лавру. В 1601 г. ему было поручено управление Троицким подворьем в Москве, причем с него были сняты все последствия опалы. При Василии Шуйском, с которым у Авраамия, по-видимому, уже давно установились хорошие отношения, был избран лаврским келарем, в качестве которого он участвовал в организации Лаврой продажи дешевого хлеба в блокированной «тушинским вором» Москве. Хотя Авраамий и пользовался большими милостями со стороны Шуйского, но он, видимо, не стесняясь этим, завязал хорошие отношения и с Тушиным. Есть даже основания предполагать, что он, будучи келарем, по тушинской иерархии носил более высокий сан архимандрита. В эпоху боярского правительства 11 сентября 1610 г. вместе с другими членами великого посольства к Сигизмунду Авраамий отправился под Смоленск просить у короля сына на русский престол. Там он предпочел вести отдельно от послов свою особую политику. После приезда в Москву ему пришлось скрыть свои польские симпатии и преданность Сигизмунду; он даже постарался подделаться под господствовавшее там антипольское настроение. Некоторую роль Авраамий играл и при избрании на царство Михаила Романова. При нем он принимал какое-то участие в трудах архимандрита Лавры Дионисия над исправлением богослужебных книг. Но пострадать за это пришлось только одному Дионисию, после заточения которого Авраамий остался во главе монастыря и принимал участие в обороне его от Владислава (в 1618 г.). В 1619 г., после прибытия в Москву Филарета, было пересмотрено дело Дионисия, после чего он был выпущен на свободу. В 1620 г. Авраамий вместе с Дионисием освятил построенную в Деулине церковь. Вскоре после этого он, по-видимому, против воли, отправился в Соловки, где продолжал свой давно начатый труд «История в память сущим предыдущим родам». Кроме этого труда, ему принадлежит, быть может, одна из частей так называемого «Иного сказания» – «Повесть 1606 г.». Как человек и политический деятель, Авраамий Палицын принадлежит к числу тех неустойчивых в своих убеждениях, шатких в своей преданности, стойких лишь в неразборчивом достижении личных выгод людей, которые в таком ужасающем числе расплодились на Руси в Смутное время. Среди них он, несомненно, занимает одно из первых мест. Деятельность его до сих пор не может почитаться вполне выясненной, поскольку в число ее источников одно из главных мест занимает его «История», где он искусно перепутал ложь с истиной, заметая следы своих темных деяний. Историк И.Е. Забелин («Минин и Пожарский») заклеймил его именем «кривого» человека. Тем не менее, некоторые историки, например В.О. Ключевский («Курс русской истории») воздают Авраамию много заслуг, превышающих действительные.

 
PR-CY.ru