Словарь по христианству А АВЕ МАРИЯ, Ave Maria

АВЕ МАРИЯ, Ave Maria

АВЕ МАРИЯ, Ave Maria – первые слова одной из наиболее популярных латинских католических молитв, посвященных Деве Марии (Богородице): «Радуйся, Мария благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего Иисус». В православии – «Богородице, Дево, радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою». Название обоих молитв происходит от начальных слов молитвенного приветствия. Считается, что этой молитвой архангел Гавриил приветствовал Деву Марию при Благовещении, поэтому молитва также называется «ангельским приветствием». Текст молитвы представляет собой своеобразную компиляцию двух стихов Евангелия от Луки с прибавлением к ним слова «Иисус» (первая часть), а также просьбы небиблейского происхождения (вторая часть). Первое упоминание о молитве (первой ее части) и о ее функции датируется концом V в. (в сочинениях Северия из Антиохии) и связано с литургией христианского Востока. Как равносильная молитве «Отче наш», она вошла в частое употребление с XI в. Папа Урбан IV прибавил к ней заключительные слова: «Иисус Христос. Аминь». На рубеже XIII–XIV вв. ко второй части молитвы были сделаны очередные («умилостивительные») добавления небиблейского характера. С XVI в. к ней стали прибавлять заключительные слова, употребляемые поныне: «Пресвятая Мария, Матерь Божия, моли о нас грешных, ныне и в день нашей смерти. Аминь». Окончательная латинская редакция текста молитвы была утверждена «Римским бревиарием» (служебником католического духовенства с краткими духовными текстами) при папе Пие V в 1568 г. Наряду с этим существовали также тексты молитвы с определенными отступлениями от римской версии. Примерно с 600 г. и вплоть до Тридентского собора «Аве Мария» функционировала как антифон (попеременное звучание двух хоров) в последнюю неделю перед Рождеством и как оферторий (обряд возложения Святых Даров и сопутствующее ему литургическое пение во время мессы) на Праздник Пресвятой Девы Марии, Матери Божией (1 января). Практика троекратного исполнения «Аве Марии» францисканцев в XIII в. привела к появлению молитвы «Ангелюс» («Ангел Божий»; повторяется утром, в полдень и вечером и состоит из троекратного произнесения вопросов и ответов в стихах, из троекратного произнесения «Аве Мария», из краткой молитвы и звона колокольчика). В конце Средневековья «Ave Maria» стала одной из главных молитв католической церкви. «Римский бревиарий» предписывает исполнять ее вместе с молитвой «Pater noster» («Отче наш») перед каждым каноническим часом и после окончания богослужения. Согласно предписанию папы Иоанна XXII, изданного в 1326 г., всякий католик должен читать эту молитву трижды в день: утром, в полдень и вечером, когда звон колоколов призывает его к молитве. Она читается по малым шарикам четок, называемых поэтому также «Ave Maria», тогда как большие шарики посвящены молитве «Отче наш». 150 раз прочитанная «Ave Maria» составляет «Psalterium Mariae» и имеет, по верованию католиков, большую молитвенную силу. Согласно второму Ватиканскому собору, молитва «Ave Maria» должна выполнять много функций: антифона, офертория, «аллилуйного» стиха в церкви, ежедневной молитвы и т.д. Латинский текст молитвы «Ave Maria» многократно использовался различными композиторами для переложения ее первоначально для хора, а затем и для сольного исполнения. В XIX в. молитва «Ave Maria» утратила свою сугубо литургическую функцию из-за частого исполнения ее в концертных залах и в салонах; произведения на слова и на тему молитвы создавались такими выдающимися композиторами, как И. Брамс, Ф. Лист, И.С. Бах, А. Брукнер, Дж. Верди, Ф. Шуберт, С. Монюшко и др.

 
PR-CY.ru