Словарь по христианству А АВГУСТИНСКИЙ ОРДЕН

АВГУСТИНСКИЙ ОРДЕН

АВГУСТИНСКИЙ ОРДЕН – неофициальное название членов нескольких католических монашеских орденов и конгрегаций, которые в своей основе опираются на ложно приписываемый Августину «Устав св. Августина», написанный много позже смерти Блаженного. Августин вел образ жизни, подобный монашескому, сначала со своими друзьями, а потом, уже епископом – с клириками, касался монашеской жизни в своих сочинениях и речах. Из его сочинений, а частью – из других, приписываемых ему, создались три известных под его именем, но ему не принадлежащих устава. Наибольшее значение имел так называемый третий устав, воспринятый в 1216 г. Домиником и многими небольшими общинами итальянских еремитов (вильгельмитов, бонитов, бриктинов и др.), возникшими в XII–XIII вв. Большую их часть объединило папство (Иннокентий IV, Александр IV), стремившееся, наряду с двумя главными нищенствующими орденами францисканцев и доминиканцев, создать третий, более связанный с Римом и более ему покорный. Под влиянием пап на общих собраниях ордена (в 1287–1580 гг.) были выработаны его статуты, утвержденные затем папой Григорием XIII. Во главе ордена стоит избираемый общим собором на 6 лет (с 1865 г. – на 12) генерал, которому подчинены 4 избираемых тем же собором ассистента и генеральный секретарь. Провинции подчинены провинциалу с 4-мя дефиниторами и одним или многими визитаторами. Во главе каждого монастыря – приор и субприор. Члены ордена разделяются на священников, светских братьев и облатов. В эпоху Средневековья центром августинианцев был парижский монастырь св. Виктора. Монахини ордена организовывались в Гиппоне вокруг Перпетуи, сестры св. Августина. Покровительствуемый папскими привилегиями орден быстро распространился сначала в Италии, затем во Франции, Германии и Испании. Расцвет ордена приходится на начало XVI в.: тогда он насчитывал 42 провинции, 2 викариата (Моравия и Индия), около 2000 мужских и 300 женских монастырей. С XIV в. начинается падение ордена, отчасти вызванное отступлением его от первоначальных идеалов, отчасти схизмой на Западе. Это влечет за собой сначала появление внутри него отдельных, более строгих конгрегаций, а затем образование особой конгрегации «босых августинцев», распространившейся в XVI в. в Испании (реколекты), оттуда в Италии и Франции. С эпохи Реформации в этой конгрегации достигли большого развития орден августинок (реколектины, «улучшенные августинки») и, главным образом в Испании, орден терциариев св. Августина. С 1567 г. папа Пий V причислил августинцев к нищенствующим орденам. В Германии с XV в. стремление к охране устава, усилившееся вследствие обмирщения монастырей, привело к образованию унии (позднее называемой конгрегацией) обсервантов (Андреас Пролес, И. Штаупиц), а выход из ордена Лютера и Реформация с последовавшими за ней секуляризациями, продолжавшимися и в XIX в. (не только в Германии), подорвали значение ордена. После Французской революции во Франции, Испании, Португалии и Германии орден был частично уничтожен, в Австро-Венгрии и Италии сильно ограничен. Сейчас резиденция ордена – в Риме. Он насчитывает до 4000 членов. Миссия августинцев – пастырство и распространение знаний: они работают в школах, миссиях, колледжах, приходах. Августинцы известны своей ученой и преподавательской, менее – миссионерской деятельностью. Наиболее известные августинцы: богослов Иаков из Витербо, Мартин Лютер (до раскола с церковью), основоположник генетики Грегор Мендель. Облачение августинского монаха состоит из белого шерстяного подрясника с наплечником, черной рясы с длинными широкими рукавами, капюшона и кожаного пояса.

 
PR-CY.ru