Словарь по христианству А АВВАКУМ Петров

АВВАКУМ Петров

АВВАКУМ Петров (1620/1621–1682 гг.) – протопоп, один из первых духовных вождей старообрядчества, писатель, расколоучитель. Родился в селе Григорове Нижегородской губернии. Сын священника, он получил домашнее образование, воспитанием занималась мать, Мария, женщина благочестивая, сумевшая передать детям свою религиозность. Отец воспитанием не занимался, поскольку «плилежаще пития хмельнаго», и  умер, когда Аввакуму едва исполнилось 15 лет. Вероятно, под влиянием матери в Аввакуме с юных лет замечается аскетическое настроение; ей он обязан до некоторой степени и своей книжностью. Аввакум был способным юношей, имел дар слова и исключительную память. Его земляками были патриарх Никон, Иван Неронов, епископ коломенский Павел, архиепископ рязанский Илларион – те лица, с которыми ему суждено было встречаться на общественном поприще. Женившись на односельчанке, Настасье Марковне, Аввакум на 21-м году был рукоположен в диаконы, а в 1644 г. поставлен в священники в селе Лопатинцы (Лопащи). Глубокая, искренняя вера, сочетавшаяся с религиозной нетерпимостью, добросовестное, ревностное отношение к делу привлекали к нему прихожан, но одновременно вызывали недовольство некоторых из них и преследования со стороны местных властей, пороки которых он обличал. Аввакум требовал от паствы безусловного благочестия и боролся с многогласием (одновременным исполнением разных частей литургии), смело уличал в мздоимстве (коррупции) местных «начальников», унимал от «блудни» баб и налагал на провинившихся прихожан строгие наказания. Возмущенные его непомерной строгостью жители села несколько раз избивали Аввакума батожьем прямо посреди улицы. Позже он сам описал свою жизнь попа в селе Лопатинцы: его били, «до смерти задавили», в него стреляли и, наконец, выгнали из села в 1646 г. Аввакум был вынужден бежать в Москву. Он стал помощником Неронова: заменял его во время отлучек, читал народу священные книги и поучения и вскоре приобрел известность как замечательный проповедник. Неронов ввел его в кружок «ревнителей благочестия», а потом представил царю Алексею Михайловичу. В кружок «ревнителей благочестия» входили царь Алексей Михайлович; царский духовник, протопоп кремлевского Благовещенского собора Стефан Вонифатьев – человек умный, образованный, доброжелательный и внимательный к людям и их мнениям; любимец царя его постельничий Ф.М. Ртищев; сестра постельничего – А.М. Ртищева; архимандрит Новоспасского монастыря Никон (позже – митрополит и патриарх); дьякон Благовещенского собора Федор Иванов; провинциальные ревнители благочестия – священники Даниил, Лазарь, Логгин, протопоп Иоанн Неронов и другие. Члены кружка добивались устранения прямых нарушений богослужебного чина (порядка), в частности «многогласия», усиления «учительного» элемента за счет введения проповедей, поучений и издания «учительной» религиозной литературы для чтения, устранения разночтений и разногласия в церковных чинах, повышения нравственного уровня духовенства, включая носителей церковной власти. Они верили в возможность нравственного исправления духовенства, в то, что со временем место нерадивых и корыстных пастырей займут высоконравственные ревнители благочестия. Эта вера проявилась в новых назначениях, осуществленных при поддержке царя: в 1648 г. Никон стал митрополитом новгородским и псковским, Стефан Вонифатьев добился перевода Ивана Неронова из Нижнего Новгорода в Москву и назначения его протопопом Казанского собора, несколько позже состоялись назначения протопопами других ревнителей благочестия: Аввакума Петрова – в Юрьевец-Поволжский, Даниила – в Кострому, Лазаря – в Романов и Логгина – в Муром.

 



 
PR-CY.ru