Словарь по христианству А АНДРЕЯ АПОСТОЛА ЦЕРКОВЬ НА ТРЕСКЕ - Страница 2

АНДРЕЯ АПОСТОЛА ЦЕРКОВЬ НА ТРЕСКЕ - Страница 2

В нишах диаконника и жертвенника – образы архидиаконов Стефана и Евпла, над которыми на западных гранях восточных пилонов изображено «Благовещение»; в конхах боковых экседр, на северной и южной стенах, – Богородица, апостолы Пётр и Павел и евангелисты. Программа росписи небольшой по размерам церкви апостола Андрея ограничена двумя циклами – двунадесятых праздников (первый регистр) и Страстей Христовых (второй регистр), под которыми – поясные изображения святых (в том числе преподобного Саввы Сербского и св. Симеона Мироточивого, святителя Климента Охридского), в нижнем регистре – святые в рост. В нартексе церкви апостола Андрея частично сохранилась роспись 1559–1560 гг. (в том числе образ апостола Андрея над восточным порталом), мастер которой, очевидно, ориентировался на роспись XIV в., однако определяющим в его манере стало сербское художественное течение, возникшее в 1557 г. после обновления Печской патриархии. Исследователи считают фрески церкви апостола Андрея ярким примером подписного произведения палеологовской эпохи, в стиле которого сочетаются укрупнённый масштаб композиций и отдельных фигур, восходящих к традициям росписи XIII в., с детализированным рисунком и разделкой «све́тов» в личном письме, характерных для монументальной и станковой живописи второй половины XIV в. Раньше живопись церкви апостола Андрея рассматривалась как пример местного провинциального и эклектичного искусства. Современные исследователи показали, что фрески принадлежат к одному из лучших классицистических течений в сербской и византийской живописи последних десятилетий XIV в. Так, Я. Пролович связывает стиль росписи церкви апостола Андрея не только с произведениями местной школы, но и с памятниками, созданными солунскими или константинопольскими мастерами, в частности, с росписями монастыря Пантократора на Афоне (1360 гг.), иконой «Христос Пантократор» из этого монастыря, 1363 г. (Государственный Эрмитаж), и иконой Григория Паламы, конца XIV в. (музей изобразетельных искусств имени А.С. Пушкина).



 
PR-CY.ru