Словарь по христианству А АРЬЯДЕВА

АРЬЯДЕВА

АРЬЯДЕВА (санскр. – благородный, божественный, небесный) – буддийский мыслитель III в., ученик и последователь Нагарджуны, представитель философско-религиозной школы мадхьямика. Ему исследователи приписывают 23 сочинения, наиболее значительными из которых являются «Хаставалапракарана» и «Чатухшатака». В подавляющем большинстве своих трактатов, носивших характер полемики с индуистскими школами санкхья, вайшешика, а также с буддистами хинаяны, Арьядева защищал центральную для мадхьямики идею пустоты. С его точки зрения, истинно сущее (парамартха-сат), или абсолютное, состояние сознания не может быть постигнуто рассудком и описано в соотносительных категориях, ибо оно вне рождения и смерти, вне мысли и языка, оно единственно реальное, а таковым может быть только пустота (см. Шуньята), которая стоит вне субъектно-объектных отношений познания. Всё производимое причинами и условиями несамостоятельно, пусто, ибо в нём нет самосущего (нихсвабхава). Если бы нечто обладало самосущим, рассуждал Арьядева, то оно воспринималось бы как существующее без причин и условий, но ничего подобного нет в мире, поскольку все явления включены в бесконечные и безначальные цепи каузальности. Всё явленное есть отсутствие собственной природы и наличие взаимозависимой изменчивости. Буддисты тибетской традиции причисляют Арьядеву к «шести драгоценностям» буддийской философии наряду с Нагарджуной, Асангой, Васубандху, Дигнагой и Дхармакирти. В китайском буддизме работа Арьядевы «Шаташастра» является одним из основных источников школы Сань-лунь-цзун.

 
PR-CY.ru