Словарь по христианству А АДЖИВИКИЗМ

АДЖИВИКИЗМ

АДЖИВИКИЗМ (образ жизни) – антибрахманистское религиозное течение. Выделился в середине I тыс. до н.э. среди множества аскетических групп и кружков шраманского периода (принятое индологами обозначение «осевого времени» индийской цивилизации, производимое от слова «шрамана» – аскет) индийской истории – эпохи первых философов и первых «реформаторских» религий. Долгое время конкурировал с основными «неортодоксальными» религиями – джайнизмом и буддизмом. Основную доктрину адживикизма составлял жёсткий детерминизм: всё в жизни индивида предопределяется мировой Необходимостью, а потому его действия не имеют никакого значения для его будущей судьбы, и все живые существа подчиняются механистическим законам, заставляющим их помимо их воли, достоинств и пороков пребывать в сансаре и «освобождаться» через каждые 8 400 000 мировых периодов. Данная доктрина была откровенно обращена против брахманизма, связывавшего будущее благо индивида с его добродетелями и усердием в совершении обрядов. Из этого учения адживикизма закономерно следовал имморализм, который нашёл непосредственное выражение в высказываниях его лидеров: Пурана Кассапа утверждал, что нет никакого воздаяния ни за дела милосердия, ни за самые жестокие преступления, а Пакудха Каччана убеждал своих слушателей в том, что даже если кто-то раскроит кому-то мечом череп, то в результате не пострадает никто, ибо реально никто не может ни совершить, ни претерпеть никакого действия. Фатализм в адживикизме хорошо сочетался с интересом к «природознанию» (о чём свидетельствуют натурфилософские спекуляции Госалы) и с увлечением предсказаниями. Значительно хуже – с учением о карме, которое при реальном наличии в нём элементов детерминизма обессмысливается при отрицании возможности выбора индивидом своих поступков, ещё хуже – с аскетизмом, который находился с учением о всепредрешённости в отношении логического взаимоотрицания. Буддийские источники позволяют видеть в адживикизме направление своеобразной «контркультуры», представители которой эпатировали уже начинавшее привыкать к подвижническим экстравагантностям индийское общество, расхаживая без набедренных повязок, облизывая руки после еды и измышляя самые разнообразные самоограничения, связанные со строжайшей вегетарианской диетой, с сыроедением, с исчислениями, от кого, когда и как можно и нельзя принимать милостыню, и демонстрируя всем свой крайний аскетизм. Эти аскетические крайности, которые никак не мешали адживикам нарушать элементарные правила нравственности, завоевали им благосклонность индийских правителей и вельмож. Адживики имели хорошо сколочённую общину, многие лидеры которой стали известны поимённо. Кроме общепризнанного руководителя адживиков Маккхали Госалы в буддийских источниках названы также Нанда Ваччха, Киса Санкичча, Пандупутта, Упака, а также философы Пурана Кассапа и Пакудха Каччана. Об организованности адживикизма свидетельствуют и сообщения о том, что последователи Госалы располагали даже не дошедшим до нас каноном авторитетных текстов, опередив в этом буддистов и джайнов. Противоречия в доктрине адживикизма постепенно начали давать практические результаты, и он медленно, уже начиная с послемаурийской эпохи (после III в. до н.э.), уступает позиции своим традиционным соперникам – буддизму и джайнизму. На юге Индии (Восточный Майсур) он, однако, смог просуществовать до XIV в., пережив, таким образом, здесь буддизм. Последние адживики ассимилировали многие черты махаяны, и Госала обожествлялся ими наподобие бодхисатвы.

 
PR-CY.ru