Словарь по христианству А АПАМЕЯ Сирийская

АПАМЕЯ Сирийская

АПАМЕЯ Сирийская – древний город на реке Оронт (современный Эль-Аси) к югу от Антиохии, современный Калъат-эль-Мудик (Сирия), наиболее известный из нескольких одноимённых античных городов; митрополия Антиохийского патриархата. В эпоху Ахеменидов называлась Фарнака; при Александре Великом переименована в Пеллу; название Апамея получила в честь Апамы, жены царя Селевка I Никатора, который в 300/299 г. до н.э. заново перепланировал город и позднее считался его основателем. Плутарх и географ Стефан Византийский называли город Херсонесом («Полуостровом») из-за его расположения между рекой и большим озером. Апамея, которая находилась в сейсмической зоне, неоднократно разрушалась землетрясениями (наиболее сильные в 115, 526, 528, 1157, 1170 гг.). В римскую эпоху Апамея стала известна как центр философии эпикурейцев и неоплатоников. Во II в. здесь была основана школа Нумения, закрытая при императоре Феодосии I. В IV в. в Апамее появилась школа неоплатоника Ямвлиха. С V в. Апамея стала гражданской и церковной митрополией провинции Сирия II. Во время войн Византии с персами Апамея подвергалась разграблениям в 540 и 573 гг. В 611 г. город был взят и сожжён войсками персидского шаханшаха Хосрова II. Вскоре он был возвращён Византией, однако в 638 г. в ходе начавшихся арабских завоеваний потерян окончательно. Арабы называли его Афамие (или Фамие). В Средние века, в эпоху многовековых войн христиан и мусульман на Ближнем Востоке, пришедшая в упадок Апамея превратилась в одну из крепостей в пограничном районе Византии и Исламского халифата. В X в. византийцы ненадолго отвоевали её (975–978 гг.). В конце XI в. Апамея перешла под контроль тюркских эмиров. В 1111 г. её захватило войско одного из предводителей крестоносцев, Танкреда. Власть крестоносцев оказалась непрочной: в 1149 г. они потеряли Апамею. В 1157 и 1170 гг. здесь произошли опустошительные землетрясения, которые наряду с постоянной военной угрозой стали причиной исчезновения Апамеи. Церковная организация существовала в Апамее, по мнению исследователей, уже с апостольских времён. По сведениям Дорофея Тирского (IV в.), первым епископом города был Аристарх, спутник апостола Павла (Кол. 4:20). Апамейской митрополии, которая находилась в юрисдикции Антиохийского патриарха, были подчинены епископии Арефуса, Епифания, Ларисса, Мариамма, Баланея, Селевковил и Рафанеи. Епископ Апамеи присутствовал на первом Вселенском соборе в Никее (325 г.). В IV в. во время преследований язычников при императоре Феодосии I по распоряжению епископа Маркелла в Апамее был уничтожен храм божества Бела (сирийский эквивалент Баала), к оракулу которого обращались императоры Адриан и Септимий Север. С IV в. в Апамее находилась часть св. Животворящего Креста, которая была возвращена в Иерусалим императором Юстином II в 566 или 574 г.

 



 
PR-CY.ru